Рыжинский Александр Сергеевич
Ректор Российской академии музыки имени Гнесиных Руководитель |
После окончания Омского музыкального училища имени В.Я.Шебалина (класс Н.В. Статкевич) с 2000 по 2005 учился в РАМ имени Гнесиных на кафедре хорового дирижирования (класс доцента Е.Н.Байковой).
После окончания академии в 2005 году поступил в аспирантуру, которую окончил в 2008 году.
В ноябре 2008 года защитил кандидатскую диссертацию на тему «Хоровое творчество Арнольда Шёнберга» (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор Т.В.Цареградская).
В 2016 году защитил докторскую диссертацию на тему «Л. Ноно, Б. Мадерна, Л. Берио: пути развития итальянской хоровой музыки во второй половине XX века».
Ученый секретарь Ученого совета РАМ имени Гнесиных с 2013 по 2019 гг.
Проректор по стратегическому развитию профессионального музыкального образования РАМ имени Гнесиных с 2017 по 2019 гг.
Член редколлегии научно-аналитического журнала «Дом Бурганова. Пространство культуры».
Заместитель председателя федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по УГСН 53.00.00 Музыкальное искусство с 2016 года.
Заместитель председателя Координационного совета Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по области образования «Искусство и культура» с 2020 года.
Эксперт Рособрнадзора по проведению аккредитационной экспертизы организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
В 2018 году удостоен звания Лауреата Премии Правительства Российской Федерации в области культуры за создание научно-творческой лаборатории современной хоровой музыки.
В 2020 году присвоено звание «Почетный работник сферы образования Российской Федерации».
Награжден Благодарностью Министра культуры Российской Федерации (2015 год).
Награжден Почетной грамотой Министерства культуры Российской Федерации (2021 год).
Награжден юбилейной Медалью «95 лет Военному университету» (2014 год).
Награжден Медалью имени С.Я. Батышева Российской академии образования (2020 год).
Награжден Медалью Федерального казначейства Российской Федерации «За содействие» (2022 год).
Награжден юбилейной Медалью «В память 350-летия Нижегородской епархии» (2023 год).
Награжден Специальным дипломом Постоянного Комитета Союзного государства России и Беларуси «За творческое воплощение идей дружбы народов Беларуси и России» (2023 год).
В 2019 году Приказом Министерства культуры РФ №04-КФ-301019 от 30.10.2019 назначен ректором РАМ имени Гнесиных на основании протокола Общего собрания (конференции) научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся ФГБОУ ВО «Российская академия музыки имени Гнесиных» №1 от 29.10.2019.
На кафедре хорового дирижирования РАМ имени Гнесиных преподает с 2009 года.
В 2010 году силами студентов кафедры А.С.Рыжинский организовал Ансамбль современной хоровой музыки «Altro coro» c целью пропаганды хоровых и вокально-ансамблевых сочинений XX и XXI веков. За недолгое время своего существования ансамбль успел наработать интересный концертный репертуар, в который вошли сочинения А.Шёнберга, С.Губайдулиной, А.Пярта, Л.Даллапиккола, Л.Берио, К.Штокхаузена, Х.Холлигера, Дж.Тавенера, Г.Свиридова, И.Мациевского, В.Кикты, А.Шнитке.
Большинство представленных сочинений исполнялись в России впервые.
Ансамбль является лауреатом Всероссийских и международных конкурсов.
Среди побед коллектива:
- «Золотой диплом» (I премия) конкурса-фестиваля современной хоровой музыки «Canti veris Praga» (Чехия, 2012 год) в номинации «Камерные хоры»;
- «Золотой диплом» (I премия) IV Международного конкурса-фестиваля хоровой музыки имени А. Брукнера (Австрия, 2013 год);
- «Гран-При» конкурса-фестиваля современной хоровой музыки «Canti veris Praga» (Чехия, 2012 год);
- «Гран-При» XXIX Международного хорового конкурса-фестиваля имени Ф. Шуберта (Австрия, 2014 год);
- «Золотой диплом» и звание победителя в номинации «Камерные хоры» IX Международного хорового конкурса-фестиваля имени И. Брамса (Германия, 2015 г.);
- Звание Чемпиона IX Всемирных хоровых игр в номинации «Камерные хоры» (Россия, г. Сочи, 2016 г.);
- Гран-При европейского конкурса чемпионов «Grand Prix of Nations» в номинациях «Камерные хоры» и «Современная музыка» (Германия, г. Берлин, 2017 г.).
- Две золотые медали X Всемирных хоровых игр в номинации «Камерные хоры» и «Современная хоровая музыка» (ЮАР, г. Претория, 2018 г.);
- Гран-При европейского конкурса чемпионов «Grand Prix of Nations» в номинации «Духовная музыка a cappella» (Швеция, г. Гетеборг, 2019 г.).
Коллектив имеет дипломы и благодарственные письма Министерства культуры РФ, мэра Москвы С.С.Собянина, администраций московских музеев (среди них Музеи московского Кремля, музей современного искусства «Дом Бурганова»).
Хормейстерскую и педагогическую деятельность А.С.Рыжинский сочетает с исследовательской работой. Его интересы связаны с изучением хоровой фактуры и тембрики в сочинениях зарубежных композиторов второй половины XX века.
А.С. Рыжинский – автор двух монографий «Хоровое творчество Арнольда Шёнберга». Монография. – М., 2010, «Хоровая музыка послевоенного авангарда: Италия, Германия, Франция». – М., 2021, четырех учебно-методических пособий: «Итальянская хоровая музыка (1930 – 1990 гг.): Очерки». – М., 2014, «Преподавание хоровой литературы в музыкальном колледже». – М.,2014, «“История хоровой музыки” как профильная дисциплина в вузовском курсе подготовки дирижера-хормейстера». – М., 2019, «Современная хоровая музыка» (в соавторстве с Д.И. Морозовым и М.С. Чихачевым). – М., 2022, а также более 60 статей.
Среди них:
- Рыжинский А.С. «Шёнберг и Каббала: возможные точки соприкосновения» // Музыка и время. 2007. №3. С.14–18;
- Рыжинский А.С. «Хоровая музыка Арнольда Шёнберга: специфика работы композитора с вокальными тембрами» // Дом Бурганова. Пространство культуры. 2008. №1. С.225–235;
- Рыжинский А.С. «Реально ли петь атональное? (Пути решения проблем интонирования атональной хоровой музыки Арнольда Шёнберга)» // Хоровое исполнительство / РАМ им. Гнесиных: Сборник трудов 182. М., 2011;
- Рыжинский А.С. «Понятие “Единство” как концептуальная основа организации “Coro” Л. Берио» // Музыковедение, 2012. №8. С.10–18;
- Рыжинский А.С. «“Слой пыли на наших плечах”: диалоги прошлого и настоящего в “Криках Лондона” Л. Берио» // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии. Материалы XI Международной научной конференции 29-31 октября 2012 года. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2013. С.90–103;
- Рыжинский А.С. Преобразование хоровой звучности в сочинениях Л. Ноно 1950-х годов // Музыковедение. 2013. №7. С.3–10;
- Рыжинский А.С. « “Al gran sole carico d’amore” Л. Ноно как образец сценического действа» // Дом Бурганова. Пространство культуры. 2014. №2. С.42–56.
- Рыжинский А.С. Звукосмысловые игры: слово и музыка в «Симфонии» Лючано Берио // Музыка и время. 2015. №1. С.39–47.
- Рыжинский А.С. Фонетика как тембровая детерминанта в вокально-ансамблевых и хоровых сочинениях Л. Ноно, К. Штокхаузена, М. Кагеля и Д. Лигети рубежа 1950 – 1960 годов // Музыка и время. 2016. №10. С.38–44
- Рыжинский А.С. “Ein feste Burg ist unser Bach”: Кагель в диалоге с Бахом // Вестник Академии русского балета имени А.Я. Вагановой. 2017. №4. С.132–144
- Ryzhinskii A.S. Characteristics of Choral Writing of György Ligeti’s Late Work // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия Искусствоведение. 2018. Том 8. Выпуск 4. С. 578 – 592
- Рыжинский А.С. От «Gesang der Jünglinge» к «Carré»: рождение фонемной композиции в творчестве К. Штокхаузена // Музыка. Искусство, наука, практика. 2019. №2 (26). С.19-25
- Ryzhinskii A.S. The humanistic pathos of Iannic Xenakis’ choral musical legacy // Ars Inter Culturas. 2020. Vol.9. Pp. 81-93
- Рыжинский А.С. Включение современной системы российского музыкального образования в единое мировое образовательное пространство: миф или реальность? // Искусствоведение в контексте других наук в современном мире: параллели и взаимодействия: сборник трудов Международной научной конференции, 21-26 апреля 2019 года / Российская государственная библиотека. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2020. С.88-103.
- Рыжинский А.С. Кантаты Пьера Булеза в контексте основных тенденций развития хоровой композиции XXI века // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Искусствоведение. 2021. Т.11. №1. С.21-38
- Рыжинский А.С. «Утреня» Кшиштофа Пендерецкого: к вопросу о влиянии музыкальных традиций Православия // Проблемы музыкальной науки. 2022. №1. С. 71–82. и др.
- Рыжинский А.С. British Choral Music at the Turn of the 19th and 20th Centuries: the Phenomenon of the English Musical Renaissance // Проблемы музыкальной науки. 2023. №2. С. 53–67 и др.
Повышение квалификации:
2021 год – курсы по теме: «Экономическая безопасность и противодействие коррупции»
2022 год – курсы по теме: «Сохранение педагогических и исполнительских традиций в области хорового искусства в XXI веке»
МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ-КВАРТИРА ЕЛ.Ф.ГНЕСИНОЙ
ИЗ ИСТОРИИ АКАДЕМИИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
Предыстория
Популярность школы и ее авторитет быстро росли. Пять сестер Гнесиных, бывших энтузиастами своего дела, посвятивших всю жизнь музыкальной педагогике, всю жизнь прожили в том же доме, где размещалось их детище, и атмосфера гостеприимного дома неизменно привлекала и учеников, и коллег. Учившиеся в самый блистательный период истории консерватории, жившие в окружении деятелей искусства Серебряного века, они неизменно стремились к тому высшему профессиональному уровню, который соответствовал бы критериям их учителей и друзей – самых выдающихся музыкантов своей эпохи. Крупнейшие музыканты с большим вниманием относились к работе училища Гнесиных, оказывая им большую поддержку, а некоторые из них – Р.М.Глиэр, А.Т.Гречанинов, Е.А.Бекман-Щербина – сами стали педагогами молодого учебного заведения. Уже в дореволюционный период школа Гнесиных завоевала самую высокую репутацию и выделилась целым рядом важных педагогических начинаний, самым знаменитым из которых стало создание первого в Москве детского школьного хора.
Елена Фабиановна Гнесина, будучи основателем и бессменным главой учебных заведений (в общей сложности она возглавляла их 72 года!), благодаря своей непреклонной воле, неиссякаемой энергии и самоотверженности, сумела сохранить и постоянно расширять масштабы учебных заведений на самых крутых поворотах истории. В 1919 г. школа стала государственной, не изменив, однако, принципов своей работы и организации (в 1920 г., в соответствии с государственной программой, произошло разделение учебного заведения на детскую школу и техникум с единым руководством). В 1923 г. брат Гнесиных – ученик Римского-Корсакова, выдающийся композитор Михаил Гнесин – создал отдел композиции и теории музыки. Рост количества и уровня учащихся скоро сделал Гнесинское училище-техникум одним из лучших во всесоюзном масштабе средних учебных заведений, готовящих и лучшие кадры для консерватории. Это привело к решению создать новый музыкальный вуз, и Ел.Ф.Гнесина, несмотря на возникшее вначале сопротивление (вызванное нежеланием открывать второй музыкальный вуз в Москве), самым решительным образом стала добиваться воплощения этой идеи.
Главные вехи истории
В марте 1944 г. было принято постановление правительства об организации Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных. В 1946 г. при институте была открыта специальная музыкальная школа-десятилетка, и сложился комплекс из четырех учебных заведений – институт, училище, спецшкола и детская школа-семилетка – возглавляемый по-прежнему Ел.Ф.Гнесиной. Потребность в широком обеспечении страны прежде всего педагогическими музыкальными кадрами вызвала к жизни многочисленные начинания, явившиеся очень перспективными: были разработаны и активно развивались заочная и вечерняя формы обучения (открыты в 1948 г.), одновременно создавались многочисленные учебные пособия (в том числе звуковые) и методические программы, изобретались различные технические средства обучения. По сравнению с консерваториями в ГМПИ им.Гнесиных более глубокими стали учебные курсы педагогической практики и методики обучения. Число студентов института неуклонно растет, вуз быстро завоевывает авторитет одного из крупнейших музыкально-образовательных центров страны, наряду с Московской и Ленинградской (Петербургской) консерваториями. Если в первые годы работавшие вместе с корифеями молодые педагоги были в основном выпускниками консерватории, то в дальнейшем, особенно с 1960-х годов, пополнение большей частью приходило из воспитанников самого вуза.
Первоначально в вузе было четыре факультета: фортепианный, оркестровый, вокальный и историко-теоретико-композиторский – в их составе работало восемь кафедр. В 1946 г. известный хормейстер К.Б.Птица организовал и возглавил дирижерско-хоровой факультет, а еще через два года был основан факультет народных инструментов (его первый руководитель – А.С.Илюхин). В 1950-х годах созданы кафедры оперной подготовки (первый заведующий – дирижер Е.А.Акулов) и камерного ансамбля (ее первый заведующий – пианист А.Д.Готлиб), в 1960-х – целый ряд новых кафедр, в том числе оркестрового дирижирования (основатель – С.З.Трубачев), педагогики и методики. В 1966 г. на дирижерско-хоровом факультете – опять же впервые – открыто отделение дирижеров народного хора (где тоже был сформирован хоровой студенческий коллектив). В 1970-х – 1980-х годах продолжались новации по открытию новых музыкальных специальностей: это созданные отделения сольного народного пения (инициатором его создания, в 1978 г., выступила руководитель Северного русского хора Н.К.Мешко), а в 1985 г. возникла и кафедра хорового и сольного народного пения, музыкального искусства эстрады (1984, первый заведующий кафедрой – Е.В.Овчинников), звукорежиссуры (1987, основатель – П.К.Кондрашин). Постоянный рост количества студентов и специальностей приводил как к разделению по более узким специализациям больших кафедр, так и к возникновению новых, связанных с открытием новых специализаций для студентов. Эта тенденция началась еще в 1960-х годах и продолжилась в XXI веке.
Постоянной была и остается консультативная помощь многочисленным учебным заведениям страны, курирование работы целого ряда музыкальных училищ, проведение семинаров и курсов факультета повышения квалификации – все это сделало к рубежу 1980-х – 1990-х годов ГМПИ им.Гнесиных крупнейшим музыкально-образовательным центром в России. Поэтому вполне оправданным явилось преобразование института в 1992 г. в Российскую академию музыки имени Гнесиных – впервые в стране музыкальный вуз получил подобный статус.
После установки в Академии нескольких органов в 1998 г. был открыт прием органистов (с 2009 г. действует и кафедра органа и клавесина под руководством А.В.Фисейского). В новом столетии процесс открытия новых факультетов и кафедр интенсифицировался: возникает продюсерский факультет (вначале отделение менеджмента, инициатор – Д.К.Кирнарская), затем – фольклорный факультет (в 2012 г.). Все специальности дирижеров в 2012 г. были объединены на дирижерском факультете, при этом возникают новые кафедры: оперно-симфонического дирижирования, национальных инструментов России (первая заведующая – Л.Я.Жук). Новые кафедры были открыты и на историко-теоретико-композиторском факультете: это кафедры музыкальной педагогики и прикладного музыкознания, что было связано с появлением целого ряда новых специальностей.
С самого начала существования института активно создавались научные труды, а с 1959 г. работал редакционно-издательский отдел, выпустивший более 500 печатных изданий. Действовали и учебно-научные лаборатории: народной музыки (основатель – В.И.Харьков, 1958 г., преобразована в 1993 г. в проблемную научно-исследовательскую лабораторию по изучению традиционных музыкальных культур), физиологии фонации (руководители – Л.Б.Дмитриев и В.Л.Чаплин, 1962 г.), музыкально-технических средств обучения (основатель – П.В.Лобанов, 1968 г.). В открытой в 1948 г. аспирантуре быстро росло число аспирантов, защищались диссертации (с 1970 г. по исполнительским специальностям действует ассистентура-стажировка). В организации научной работы в вузе большая заслуга принадлежит первым проректорам по научной работе А.А.Иконникову (1959-70 г.) и Ф.Г.Арзаманову (1975-85 г.).
По учебному плану ГМПИ им.Гнесиных были разработаны программы нескольких новых музыкальных вузов. В 1961 г. в Уфе был открыт филиал (учебно-консультативный пункт при заочном отделении) института, где работали его педагоги и воспитанники (в 1968 г. на его базе был создан самостоятельный институт искусств). В работе заочного отделения, как и в организации филиала, большую роль сыграл первый проректор по заочному и вечернему обучению В.И.Авратинер. С 2002 по 2015 год функционировал филиал Академии в Ханты-Мансийске.
Здание вуза
Институт им.Гнесиных начал свою работу в тех же домиках на Собачьей площадке, где в течение почти полувека размещались Училище и Школа им.Гнесиных (они были снесены при постройке Нового Арбата). С 1937 г. началось строительство большого здания на Поварской улице (тогда Воровского) для Гнесинского «музыкального комбината». Прерванное войной, оно возобновилось в конце 1943 г. Основная часть здания была построена в сентябре 1946 г., став первым зданием, выстроенным в центре Москвы специально для вуза. В 1950 г. учебный корпус был расширен (в 2012 г. надстроен еще один этаж), а в 1958 г. построен Концертный зал. В дальнейшем две Гнесинские школы получили собственные здания, а для училища в 1974 г. было выстроено новое здание рядом с институтом. Получив в распоряжение все здание на Поварской, в 1989 г. институт открыл также классы и камерный зал – «Музыкальную гостиную» – в отремонтированном соседнем «Доме Шуваловой» (или «Доме Охотникова – памятнике архитектуры XIX века, переданным в ведение ГМПИ им.Гнесиных в 1951 году).
Новые специальности
Обучение по многим специальностям музыкантов впервые в нашей стране появилось именно в Гнесинских учебных заведениях. В 1932 г. впервые открыт класс детского сочинения в Детской школе-семилетке. Вскоре в Училище открыто отделение музыкальных работников радиовещания (работало до 1939 г.). В 1948 г. –создан факультет народных инструментов в ГМПИ им.Гнесиных с обучением на баяне, балалайке, домре и дирижированию оркестром народных инструментов. В 1961 г. в училище появилось отделение музыкальной комедии, позже называлось «артистов музыкального театра» (работало до 2000 г.). В 1966 г. – отделение дирижеров народного хора. В 1973 г. – класс саксофона в институте и эстрадно-джазовое отделение в училище (с 1994 г. стало самостоятельным училищем). В 1973-1977 гг. в училище также было обучение по специальности «артист кукольного театра», а в 1978-1983 – «артист цыганского театра». В 1978 г. в вузе создано «Экспериментальное отделение сольного народного пения» (ныне – сольного народного пения в составе фольклорного факультета). С 1980 г. работает класс гитары. В 1984 г. открыто отделение музыкального искусства эстрады в институте (специализации – инструментальное джазовое исполнительство и эстрадное пение), с 2008 г. – факультет. С 1986 г. появилось обучение на гуслях. В 1987 г. создано отделение музыкальной звукорежиссуры. С 1998 г. ведется обучение на органе как основной специальности (без совмещения с другими). Отделение музыкального менеджмента создано в 2000 г., в 2005 г. преобразовано в продюсерский факультет. В 2012 г. открыты специализации «музыкальная журналистика», «этномузыкология» на отделении музыковедения.
Бессменным руководителем института до конца жизни была заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор Елена Фабиановна Гнесина (в 1944-53 г. она занимала пост директора, а в 1953-67 – художественного руководителя, в 1944-58 также заведовала кафедрой специального фортепиано). Являясь живым олицетворением великих музыкальных традиций, она сумела сплотить вокруг себя музыкантов нескольких поколений. В организации строительства, формировании структур и форм обучения ближайшим помощником Ел.Ф.Гнесиной был ее ученик, дирижер, профессор кафедры оперной подготовки, заслуженный деятель искусств РСФСР Ю.В.Муромцев, вначале бывший ее заместителем, а в 1953-70 г. – ректором института. В 1971-79 г. ректор – известный хормейстер, народный артист СССР, профессор В.Н.Минин. В 1979-99 г. происходило существенное расширение деятельности вуза, открытие многих новых отделов, обеспечивших в итоге переход к статусу академии. В эти годы (с небольшим перерывом) во главе руководства стоял народный артист РФ, профессор С.М.Колобков – выпускник первого выпуска факультета народных инструментов (он возглавлял также и кафедры народных инструментов и оркестрового дирижирования, оркестровые коллективы, был проректором по учебной работе в 1973-79 г.). В 1981-84 г. ректором Института-Академии был скрипач, участник Квартета им.Бородина, народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР, профессор Я.П.Александров, в 2000-08 г. – пианист, заслуженный деятель искусств РФ, профессор М.Н.Саямов. В 2008-2019 г. вуз возглавляла Г.В.Маяровская – заслуженный деятель искусств РФ, профессор, кандидат педагогических наук, с 2019 года ректором является А.С. Рыжинский – Лауреат премии Правительства РФ, Почетный работник сферы образования РФ, доктор искусствоведения, профессор.
Выдающиеся педагоги-корифеи, работавшие в Академии
В течение всей истории вуза здесь преподавали легендарные музыканты. Среди многих выдающихся педагогов прошлого:
пианисты – К.Х.Аджемов, А.А.Александров, Б.М.Берлин, О.Д.Бошнякович, А.И.Ведерников, М.И.Гринберг, Т.Д.Гутман, А.Л.Иохелес, Г.Г.Нейгауз, Л.Н.Оборин, А.Г.Скавронский, Г.А.Туркина, С.Е.Фейнберг, Я.В.Флиер, М.В.Юдина, скрипачи – Х.С.Ахтямова, П.А.Бондаренко, В.Т.Спиваков, М.И.Фихтенгольц, А.И.Ямпольский, Ю.И.Янкелевич, виолончелисты – В.А.Берлинский, А.К.Власов, А.Я.Георгиан, С.М.Козолупов, В.Л.Кубацкий, Ф.П.Лузанов, Н.Н.Шаховская, альтист В.В.Борисовский, арфистки К.А.Эрдели, К.К.Сараджева, контрабасист В.В.Хоменко, трубачи М.И.Табаков, Т.А.Докшицер, гобоист И.Ф.Пушечников, певцы – Н.А.Вербова, З.А.Долуханова, П.М.Норцов, М.О.Рейзен, Н.И.Сперанский, Н.Д.Шпиллер, А.А.Эйзен, дирижеры – К.Д.Абдуллаев, С.Г.Делициев, Н.М.Михайлов, Н.Н.Некрасов, С.С.Сахаров, Н.П.Сергеев, С.И.Скрипка, С.З.Трубачев, режиссеры Г.П.Ансимов, Б.А.Покровский, Ю.А.Сперанский, музыковеды – А.Д.Алексеев, В.П.Бобровский, Н.А.Гарбузов, Ю.К.Евдокимова, В.Д.Конен, Б.В.Левик, Л.А.Мазель, М.С.Пекелис, А.В.Руднева, И.Я.Рыжкин, С.С.Скребков, В.Э.Ферман, Р.К.Ширинян, композиторы – Ф.Е.Витачек, М.Ф.Гнесин, Г.И.Литинский, Н.И.Пейко, А.И.Хачатурян, Б.А.Чайковский, А.Г.Чугаев, В.Я.Шебалин, Ю.Н.Шишаков, хормейстеры – С.Д.Гусев, Н.В.Кутузов, В.С.Локтев, Н.К.Мешко, В.С.Попов, К.Б.Птица, Г.Д.Рождественская, А.А.Юрлов, балалаечники А.С.Илюхин, П.И.Нечепоренко, М.Ф.Рожков, баянисты Ю.А.Вострелов, В.П.Кузовлев, А.Е.Онегин, А.А.Сурков, эстрадные певцы Г.М.Великанова, И.Д.Кобзон, Л.В.Лещенко…
Студенческие коллективы
Еще в 1947 г. был создан Академический хор студентов на дирижерско-хоровом факультете (первые руководители – С.И.Лаппо, А.Б.Хазанов, в дальнейшем среди руководителей хора были А.В.Рыбнов, А.А.Юрлов, В.О.Семенюк). В 1948 г. основан и Симфонический оркестр (особо плодотворные годы его работы связаны с руководством О.М.Агаркова и Т.К.Мынбаева). В 1949 г. началась деятельность Оркестра русских народных инструментов (в настоящее время называется «Душа России», первый руководитель – П.И.Алексеев, долгое время им руководил С.М.Колобков) и Академического хора заочного отделения (первый хормейстер – Н.В.Шварц), а в 1952 г. – оркестра баянистов и аккордеонистов (ныне называется “Ad libitum”). В 1959 г. Г.С.Талаляном и А.Д.Готлибом создан Камерный оркестр, который стал первым самостоятельным коллективом, гастролировавшим по плану Союзконцерта (в 2000 г. его деятельность возобновлена Т.К.Мынбаевым). В 1970-е годы целый ряд известных ныне хоров, оркестров, ансамблей вышло из студенческих коллективов: среди них и Московский государственный академический камерный хор под управлением В.Минина, Фольклорный ансамбль под руководством Д.Покровского. Из хора мальчиков, организованного В.А.Судаковым при Институте в 1958 г., позднее сформировалась капелла, ныне являющаяся Московской концертной капеллой им. В.А.Судакова.
С самого начала существования института постоянно давались полные оперные спектакли силами студентов, готовившихся в оперном классе. Особый масштаб эта работа приобрела после открытия Концертного зала в 1958 г. В 1976 г. по инициативе Ю.А.Сперанского спектакли стали даваться регулярно, по принципу театра-студии. В 1978 г. официально была создана Оперная студия, ныне являющаяся Оперным театром-студией им. Ю.А.Сперанского, за годы своей работы выпустившим около 30 премьер.
Созданные новые отделения создавали свои коллективы: так возникли Народный хор, многочисленные фольклорные коллективы (ансамбли «Золотица», «Купина» и другие, пользующиеся большой любовью слушателей), джазовые ансамбли, в том числе джазовый оркестр «Академик-бенд» (руководитель А.О.Кролл). В 1980-е годы появились и новые большие оркестры: духовой оркестр и Русский концертный оркестр (руководитель Б.С. Ворон 1985-2020, ныне – под названием «Академия»), в 2000-е – ряд камерных коллективов и ансамблей. Почти все многочисленные коллективы Академии в настоящее время часто выступают на разных концертных площадках Москвы, других городов и выезжают за рубеж.
Автор балета «Спартак», «Танца с саблями», вальса из музыки к драме Лермонтова «Маскарад» и других известных сочинений профессионально учиться музыке начал лишь в 19 лет. В Гнесинском училище, куда принимали и детей, и взрослых, его взялись обучать игре на виолончели, а затем зачислили в только что созданный Михаилом Гнесиным, учеником Римского-Корсакова, класс композиции. Произведения, которые Арам писал уже к концу второго года занятий, были так ярки, что «становился вопрос о возможности их обнародования». Спустя два десятилетия Арам Ильич сам стал профессором композиции. Многие годы он преподавал в Московской консерватории и Гнесинском институте, дав путевку в жизнь целой плеяде известных российских композиторов. |
|
Решающую роль в судьбе Тихона Хренникова сыграл все тот же Михаил Гнесин. Окончив школу в родном Ельце, юноша написал известному педагогу письмо, спрашивая, выйдет ли из него композитор? Михаил Фабианович прислал теплый ответ и посоветовал поступать в Гнесинский техникум. С него-то и началась карьера Тихона Хренникова — музыкально-общественного деятеля, первого секретаря Союза композиторов СССР (эту должность Тихон Николаевич занимал с 1948 по 1991 год), профессора, автора опер, балетов и десятков шлягеров, в числе которых песни из кинофильмов «Свинарка и пастух», «Гусарская баллада», «Верные друзья» и другие. Уже будучи маститым композитором, Хренников писал: «Можно с уверенностью сказать, что две семьи — Рубинштейны и Гнесины — определили развитие музыкальной культуры, музыкального образования в России…» |
|
Микаэла Таривердиева, написавшего четыре балета, четыре оперы, органные и камерные опусы, в России все знают как автора оригинальных саундтреков к лентам «Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы» и еще целого ряда фильмов. Полтора года проучившись в Ереванской консерватории, Таривердиев поступил в Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. На вступительном экзамене он получил оценку «5+». Атмосферой вуза молодой музыкант был очарован. «Отношение ко мне совершенно изумительное, буквально на руках носят», — писал он отцу. Микаэл Таривердиев стал одним из первых учеников Арама Хачатуряна и, если можно так сказать, творческим внуком Михаила Фабиановича Гнесина. |
|
«Королева русской песни» Людмила Зыкина, чей голос у россиян неразрывно связан с бескрайними степными просторами, белыми березками и разливами Волги-матушки, была одной из самых титулованных и востребованных певиц советской эстрады. Тем не менее уже в зрелом возрасте, на пике карьеры, исполнительница решила получить высшее образование: ей хотелось не только петь самой, но и передавать искусство народной песни молодому поколению. В 1977 году Людмила Георгиевна окончила Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. Позднее наравне с концертной деятельностью она вела и педагогическую работу — разумеется, в стенах родной Гнесинки. |
|
Выдающийся российский дирижер с мировым именем, вот уже 42 года возглавляющий один из лучших российских оркестров — Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского, Владимир Федосеев начинал свой творческий путь как баянист. По классу баяна он и окончил Гнесинский институт в 1957 году, а затем руководил оркестром народных инструментов. По словам маэстро, ярлык «народника», музыканта как бы второго сорта, многие годы отравлял ему жизнь в дирижерской профессии, но о первой специальности он никогда не жалел: «В народной музыке все есть, все взращивалось в ней. Идти, минуя ее, неправильно. Так что это мое богатство, моя правильная линия». |
|
Лирико-драматический баритон и благородная исполнительская манера Иосифа Кобзона сформировались еще в 70-е годы и являлись его фирменным, узнаваемым с первых же нот стилем. Многие годы оставался неизменным и его репертуар, вершинами которого были песни «Мгновения», «День Победы», «Поклонимся великим тем годам». Уже являясь лауреатом Всероссийского конкурса артистов эстрады и участником самой популярной в Советском Союзе телепрограммы «Песня года», он завершил образование в Гнесинском институте по классу академического вокала. С 1984-го он и сам стал преподавать в Гнесинке эстрадный вокал. В числе его выпускников — Ирина Отиева и Валерия. |
|
Композитор Давид Тухманов связан с гнесинской музыкально-образовательной системой с детских лет. В Гнесинской школе-десятилетке он учился по классу фортепиано. Участие в судьбе талантливого мальчика тогда принимала Елена Фабиановна Гнесина, поощрявшая его стремление сочинять музыку. По окончании школы он поступил на композиторское отделение Гнесинского института, который окончил в 1963 году. Тогда же Тухманов начал работать в жанре эстрадной песни — как официально-патриотической направленности («Родина моя», «Мой адрес — Советский Союз», «День Победы»), так и лирического характера («Соловьиная роща», «Эти глаза напротив»). А его концептуальный альбом «По волне моей памяти» стал классикой русского рок-арта. |
|
Певец, композитор и незаменимый наставник молодых исполнителей в телепроекте «Голос», Александр Градский окончил факультет сольного пения Гнесинского института, а затем совершенствовал вокальное мастерство в Консерватории. Академическая выучка стала фирменным знаком одного из первых советских рок-певцов и позволила ему исполнять самый разнообразный репертуар, в том числе и классику (в Большом театре он спел партию Звездочета в постановке оперы «Сказка о золотом петушке» Римского-Корсакова). С Гнесинкой певец не расставался многие годы: Александр Борисович Градский преподавал в училище, а потом в институте. |
|
Оперная дива, покорившая ведущие театры мира, в школьные годы и не думала о вокальной карьере. Она собиралась стать филологом, но неожиданно для всех подала документы в Гнесинский институт и поступила на факультет актеров музыкального театра. В том, что ей предназначено быть оперной певицей, она убедилась именно здесь. Академическое образование молодая исполнительница завершила в Московской консерватории, но о милой сердцу Гнесинке всегда вспоминала и вспоминает с ностальгией — ведь с ней были связаны первые успехи, разочарования и надежды. |
Авдеева Юлианна Андреевна, фортепиано |
|
Бельский Александр Андреевич, контрабас |
|
Державина Екатерина Владимировна, фортепиано |
|
Долуханова Зара Александровна, академический вокал |
|
Ермакова Людмила Владимировна, хоровое дирижирование |
|
Иванов Константин Константинович, дирижирование |
|
Казаков Юрий Иванович, баян |
|
Крушевская Мария, арфа |
|
Лившиц Константин Яковлевич, фортепиано |
|
Медяник Юрий Владимирович, скрипка, баян, бандеон, дирижирование |
|
Некрасов Николай Николаевич, дирижирование |
|
Рудин Александр Израилевич, виолончель |
|
Светланов Евгений Федорович, дирижирование |
|
Тонха Владимир Константинович, виолончель |
|
Тропп Владимир Мануилович, фортепиано |