Елена Казанцева: «Журналист должен быть непоседлив»

В сентябре 2021 года на кафедре музыкальной журналистики приступила к работе новый преподаватель – Елена Григорьевна Казанцева. Выпускница Гнесинки, Елена Григорьевна около 20 лет работала на телеканале «Культура» корреспондентом, а затем шеф-редактором «Новостей культуры», и теперь бесценным профессиональным опытом она будет делиться со студентами-журналистами.

О том, что для нее значит Академия, каковы перспективы арт-журналистики и какими качествами должен обладать хороший журналист, Елена Григорьевна Казанцева рассказала в беседе с Вадимом Симоновым.  

– Елена Григорьевна, спустя почти четверть века после окончания Гнесинки вы вернулись в ее стены уже в качестве преподавателя. Какой Академия видится вам сейчас? Что осталось неизменным? Какие, по вашему мнению, трансформации произошли в вузе за эти годы?

– Академия стала более современной – появились новые интересные кафедры, стали использоваться новые форматы преподавания, стало больше практики. Особенно это касается кафедр, где важно выпустить хорошего специалиста, готового работать, как говорят в журналистике, в поле. Когда мы закончили Гнесинку, нам – выпускникам-музыковедам – приходилось проходить большой путь обучения в очень сжатые сроки – кому были нужны мы, журналисты без опыта? Но зато у нас была очень хорошая база, которая позволяла очень быстро добирать то, что мы еще не умели. И сейчас я подхожу к ответу на вопрос – что в Академии осталось неизменным? Это замечательный уровень преподавания и наши педагоги: Т. В. Цареградская, И. П. Сусидко, И. И. Сниткова, Л. Л. Гервер. Я уж не говорю о нашем мэтре – Н. С. Гуляницкой. За то время, что прошло после нашего выпуска, они стали заслуженными и очень уважаемыми профессорами. Но осталась их любовь к науке, безостановочный азарт, который позволяет им постоянно быть в движении, исследовать все новые и новые темы – и этот драйв передается студентам и ученикам, конечно. 

– Расскажите, чем вам запомнились годы учебы в Гнесинке? Что вам дала Академия для дальнейшей профессиональной деятельности?

– Это одни из лучших моих лет в жизни. У нас был замечательный курс – с некоторыми однокурсницами дружим и сейчас. Тогда хотелось узнавать много нового, придумывать яркие курсовые работы, пытаться показать педагогам, что те их силы и время, что они вкладывают в нас, – не напрасны. И им за нас не будет стыдно. Ну и потом никто не отменял общения вне стен Академии – это было весело и полезно. С радостью увидела всех педагогов снова. Что касается роли Академии в дальнейшей деятельности – то я ей очень благодарна за возможность разговаривать на одном языке с теми, у кого брала интервью. Это были, в основном, музыканты – и я получала большое удовольствие от того, что понимала их на 100 процентов со всеми dur и moll. А они это тоже, конечно, «считывали» и потому разговаривали с большей охотой и доброжелательностью. Вначале я очень волновалась перед интервью с такими музыкантами, как Е. Ф. Светланов, М. Л. Ростропович, Ю. А. Башмет. А потом поняла, что они – тоже люди, которые иногда имеют право уставать, быть раздражительными, иногда, наоборот, они разговаривали с тобой, как с лучшим другом (особенно этим отличался Мстислав Леопольдович). Важно было понять, что каждый из нас делает своё дело – и старается его делать максимально хорошо.

Много лет работая на телеканале «Культура», вы находились, можно сказать, на «передовой» журналистики. Какие изменения произошли в журналистской работе? Как вы их оцениваете?

– Когда я начинала работать на телеканале «Культура», никто не знал, как делать такое неформатное телевидение. Поэтому не существовало законов, регулирующих тематику сюжетов, их структуру, визуальный и вербальный ряды. Поэтому мы «творили» – правда, иногда и вытворяли достаточно. Но это было креатив – иногда наивный, иногда смешной, но иногда – и вполне себе удачный. Сейчас смотришь эти сюжеты – и думаешь: какой ужас! Редко – как это я смогла так придумать?! Сейчас «Новости культуры» стали более универсальными, а потому унифицированными. Но, возможно, это единственный путь развития.

Каково сегодняшнее состояние современной арт- и, в частности, музыкальной журналистики? Насколько широка и как меняется аудитория?

– Музыкальной журналистики в современной России осталось совсем немного. Еще лет 10 назад в каждой крупной газете имелся целый арт-отдел, в котором обязательно работал музыкальный критик, имя которого было на слуху, по крайней мере, у меломанов. Потом арт-отделы стали купироваться, музыкальные критики начали уходить в смежные области – писали книги, занимались творчеством, занимались преподаванием. И сейчас музыкальная журналистика – это нишевая история для узкого круга. Это касается и академической, и рок-, поп-музыки. Особенно осложнила жизнь и музыкантов, и, как следствие, журналистов, пандемия и введенные из-за этого ограничения. Но те, кто хотят, всегда могут найти что-то интересное для себя в интернете, в социальных сетях. И сейчас постепенно СМИ перебираются туда. Очевидно, что этот процесс продолжится, а, соответственно, и аудитория будет самая разная по своему возрастному и социальному срезу.

– Какими качествами должен обладать музыкальный журналист, чтобы стать успешным в профессии?

– Он должен хотеть всё знать и не тушеваться, что что-то не знает. А конструктивно и быстро узнать и присвоить это знание себе.

Он должен быть стрессоустойчив – пригодится в общении со спикерами и с главным редактором, когда он будет критиковать за непонравившийся материал, который ты сам считаешь совершенством.

Он должен быть непоседлив и всегда готов выйти из зоны комфорта и сделать то, что еще никогда не делал.

Он должен не бояться постоянно оказываться перед чистым листом бумаги и уметь преодолевать этот страх – и несмотря ни на что, все же начинать писать первую строчку своего материала.

Он должен быть честным и не выдавать желаемое за действительное.

Он должен любить и по-настоящему интересоваться жизнью и творчеством людей – потому что наши герои интуитивно это всегда чувствуют – и либо идут на контакт, либо идут в другую сторону.

Ну и самое главное – он должен получить журналистское образование в Академии музыки имени  Гнесиных.