Международный конкурс-шоу музыкальной академической импровизации «ИмпроКлассик»

2019

Третий Международный конкурс-шоу музыкальной академической импровизации «ИмпроКлассик-2019»

С 16 по 21 февраля 2019 года на базе Российской академии музыки имени Гнесиных состоится третий сезон международного проекта «ИмпроКлассик», направленного на возрождение культуры музыкальной академической импровизации:

  • 16–18 февраля – III Международный конкурс-шоу музыкальной академической импровизации «ИмпроКлассик-2019» (главное событие проекта)
  • 16–21 февраля – образовательная программа (мастер-классы по импровизации от членов жюри и известных музыкальных деятелей, с конкурсом по времени не пересекаются; регистрация на мастер-классы)

Третий год подряд талантливые импровизаторы со всего мира собираются в Москве на площадке одного из ведущих музыкальных вузов мира, чтобы показать: музыкальная импровизация академического направления не только жива, но и востребована.

Все три года своего существования проект находится в числе самых ожидаемых событий в стенах родного вуза.

После окончания конкурсных дней пройдут открытые мастер-классы российских и зарубежных мэтров импровизационного дела, на которых все участники смогут:

  • Проработать ошибки и разобрать свои выступления на конкурсе-шоу;
  • Открыть для себя новые знания и получить практический опыт от самых успешных музыкальных деятелей в области импровизации;
  • Попробовать себя в разных видах импровизации и почувствовать настоящую учебную и творческую гнесинскую атмосферу;
  • Изучить возможности заработка с помощью музыкальной импровизации.
  • Самое главное – найти друзей и коллег со всего мира.

Некоторые из экспертов образовательной программы: Валерия Кукушкина (Италия), Роман Столяр, Сергей Полтавский, Дмитрий Шубин, Татьяна Шатковская-Айзенберг, Юрий Посыпанов.

Участникам конкурса-шоу предстоит пройти интересные творческие испытания, направленные на раскрытие разных сторон импровизаторского таланта:

  • «Сентиментон». Человеческое чувство или ощущение на музыкальном языке.
  • «Поэтон». Импровизация по прочтении поэтического отрывка.
  • «Синематон». Музыкальное сопровождение видеофрагмента.
  • «Жанротон». Импровизация в определённом жанре на заданную музыкальную тему.
  • «Стилитон». Импровизация в определённом композиторском стиле на заданную музыкальную тему.
  • «Дуэтон». Парная импровизация по ритмической формуле.

Все материалы творческих заданий держатся в секрете и раскрываются незадолго до выхода участника на сцену.

Важной особенностью конкурса является его интерактивность: зрители выставляют оценки всем конкурсантам в браузере своих мобильных устройств. Оценки зрителей приравниваются к оценкам дополнительного члена жюри.

Без награды и грамот не останется ни один конкурсант! Педагогам участников – грамоты и благодарственные письма.

Организаторы проекта:

ФГБОУ ВО «Российская академия музыки имени Гнесиных», Студенческий совет РАМ имени Гнесиных.

Авторы проекта – студенты V курса композиторского факультета РАМ имени Гнесиных Александр Алейников и Екатерина Белоножко. Руководитель проекта – Александр Алейников.

Проект реализуется на грантовые средства Федерального агентства по делам молодёжи при поддержке ФГБУ «Роскультцентр».

Участие во всех мероприятиях проекта бесплатное.

Реализацию проекта поддерживают:

  • Издательство «Планета музыки»
  • Фонд пропаганды, поддержки и развития музыкальной культуры и искусства «Музфонд»
  • Евразийский Совет композиторов и музыкальных деятелей
  • Студия звукозаписи и репетиционная база «Депо»

Информационные партнёры проекта:

  • Портал о классической музыке, опере, балете «Музыкальные сезоны»
  • Российский государственный музыкальный телерадиоцентр (Радио «Орфей»)
  • Сетевая газета студентов РАМ имени Гнесиных «Без фальши»

Список партнёров постоянно пополняется.

Конкурс-шоу «ИмпроКлассик-2019»:

СОСТАВ ЖЮРИ

  1. Галина Васильевна МАЯРОВСКАЯ (почётный председатель жюри)
  2. Алексей Львович ЛАРИН
  3. Дмитрий Николаевич ШУБИН
  4. Роман Соломонович СТОЛЯР
  5. Любовь Леонидовна ФИШКИНА
  6. Татьяна Григорьевна ШАТКОВСКАЯ-АЙЗЕНБЕРГ
  7. Андрей Юрьевич ДЖАНГВАЛАДЗЕ

Состав жюри может быть изменён по независящим от организаторов причинам.

Инструментальные номинации:

  1. Номинация I – фортепиано.
  2. Номинация II – многоголосные и струнные инструменты.
  3. Номинация III – одноголосные и духовые инструменты.
  4. Номинация IV – ударные инструменты.

Примечание: В номинации IV можно выступать на нескольких ударных инструментах одновременно. Некоторые ударные инструменты могут быть предоставлены, актуальный список уточняйте у организаторов.

Возрастные категории:

  1. Категория A – учащиеся ДМШ и ДШИ или дети до 14 лет включительно;
  2. Категория B – студенты ССУЗов или молодые люди от 15 до 20 лет включительно;
  3. Категория C – студенты и выпускники вузов или люди от 21 года включительно;
  4. Категория D – педагоги.

Примечание: Конкурсные задания в возрастной категории A – «Сентиментон», «Синематон», «Жанротон»; в категориях B, C и D – «Поэтон», «Стилитон», «Дуэтон».

Официальные ресурсы проекта «ИмпроКлассик»:

1) ВКонтакте – https://vk.com/improclassic

2) Telegram – https://t.me/improclassic

Руководитель службы заботы об участниках и экспертах – Надежда Сомова: +7 (961) 653-72-64

Служба PR и взаимодействие с партнёрами – Ксения Платонова: +7 (919) 968-15-60

 

Подробные условия участия в конкурсе-шоу смотрите в положении

Приём заявок – до 8 февраля 2019 года включительно. Отправка заявки подтверждает ознакомление с положением и согласие с его условиями.

Список композиторов для творческого задания «Стилитон» (возрастные категории B, C и D): См.файл

2018

Второй Всероссийский конкурс-шоу музыкальной академической импровизации «ИмпроКлассик»

17 марта 2018 года в Российской академии музыки имени Гнесиных состоится уникальное событие – Второй Всероссийский конкурс-шоу музыкальной академической импровизации «ИмпроКлассик». Молодые музыканты со всей России, которые умеют, любят и хотят импровизировать, соберутся в Москве, чтобы показать: музыкальная импровизация академического направления не только жива, но и востребована в их среде. Участникам предстоит пройти интересные творческие испытания, направленные на раскрытие разных сторон импровизаторского таланта:

  • «Сентиментон». Человеческое чувство или ощущение на музыкальном языке.
  • «Поэтон». Импровизация по прочтении поэтического отрывка.
  • «Стилитон». Импровизация на заданную тему в одном из заданных стилей.
  • «Синематон». Озвучивание немого видеофрагмента.
  • «Дуэтон». Парная импровизация (финальное задание).

Все материалы творческих заданий держатся в секрете до начала конкурса-шоу.

Важной особенностью конкурса является его интерактивность: зрители участвуют в предконкурсной кампании, в слепом выборе заданий для импровизаторов во время конкурса, а также выставляют оценки всем конкурсантам с помощью специально разработанной для проекта бесплатной Wi-Fi-системы зрительского голосования.

Каждый конкурсант (вне зависимости от результата) будет награждён призом и получит индивидуальный паспорт участника проекта сроком действия 10 лет. Лауреаты и победители получат специальные призы.

Организаторы конкурса-шоу:

ФГБОУ ВО «Российская академия музыки имени Гнесиных», Студенческий совет РАМ имени Гнесиных

Реализацию проекта поддерживают:

  • Росмолодёжь
  • Фонд пропаганды, поддержки и развития музыкальной культуры и искусства «Музфонд»
  • Евразийский Совет композиторов и музыкальных деятелей
Информационные партнёры:
  • Портал о классической музыке, опере, балете «Музыкальные сезоны»
  • Российский государственный музыкальный телерадиоцентр (Радио «Орфей»)

Конкурс-шоу «ИмпроКлассик-2018»:

СОСТАВ ЖЮРИ:

Галина Васильевна МАЯРОВСКАЯ – почётный председатель жюри, и.о. ректора РАМ имени Гнесиных, Заслуженный деятель искусств РФ, профессор, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой музыкального мастерства и современного исполнительства (статус кафедры ЮНЕСКО), академик Международной Академии информатизации, президент Ассоциации музыкальных образовательных учреждений, член Коллегии Министерства культуры РФ, член Национального аккредитационного совета, председатель координационного совета по области образования «Искусства и культуры» Министерства образования и науки РФ.

Алексей Львович ЛАРИН – композитор, педагог, музыкально-общественный деятель, заслуженный деятель искусств РФ, профессор кафедры композиции и инструментовки РАМ имени Гнесиных, член Союза композиторов России (с 1980), Почетный профессор Университета Кореи в Сеуле.

Александр Львович МАКЛЫГИН – музыковед, профессор, доктор искусствоведения, заведующий кафедрой теории музыки и композиции в Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова, заместитель Председателя Союза композиторов Республики Татарстан (1999–2009), заслуженный деятель искусств Республики Татарстан (1994) и Марий Эл (2004), заместитель Председателя Общества теории музыки России, лауреат Премии Правительства России в области культуры (2005), заслуженный работник высшей школы Российской Федерации (2010). Автор новой методики обучения музыке посредством импровизации. Создатель уникального ансамбля «Импровиз-рояль».

Валерий Александрович ГРОХОВСКИЙ – известный российский и американский пианист и композитор. Заведующий кафедрой инструментального джазового исполнительства в Российской академии музыки имени Гнесиных. Профессор по классу фортепиано Техасского университета в Сан-Антонио (США).

Роман Соломонович СТОЛЯР – известный российский композитор и пианист-импровизатор, автор учебника «Современная импровизация: практический курс для фортепиано», основатель Лаборатории импровизационной музыки при Сибирском центре современного искусства.

Вячеслав Валерьевич РЯЗАНЦЕВ – продюсер, пианист, лауреат международных конкурсов, руководитель музыкальных проектов, организатор и постоянный участник научно-методических семинаров, конференций и мастер-классов по вопросам импровизации.

Любовь Леонидовна ФИШКИНА – музыковед, заслуженный работник культуры РФ, преподаватель историко-теоретических дисциплин в АХИ им. В.С. Попова, лауреат Общероссийского конкурса преподавателей искусств, обладатель Специального приза «За высокое профессиональное мастерство» II Всероссийского творческого конкурса им. Д.А. Блюма.

Татьяна Григорьевна ШАТКОВСКАЯ-АЙЗЕНБЕРГ – композитор, пианистка, организатор, преподаватель кафедры сочинения МГК имени П.И. Чайковского, последователь Системы развития личности и творческих способностей Г.И. Шатковского. Член правления Союза московских композиторов, лауреат международных конкурсов.

Резервный состав жюри: Александр Александрович Вершинин, Татьяна Владимировна Цареградская, Андрей Юрьевич Джангваладзе, Дина Константиновна Кирнарская, Андрей Иштванович Микита.

Куратор проекта – композитор, студент IV курса РАМ имени Гнесиных Александр Алейников
Соавтор проекта – композитор, студентка IV курса РАМ имени Гнесиных Екатерина Белоножко

Номинации конкурса-шоу:

1. Клавишные инструменты; деревянные и металлические идиофоны с определённой высотой звучания (ксилофон, маримба, ксилоримба, вибрафон и т.д.).
2. Смычковые и щипковые струнные инструменты.
3. Одноголосные инструменты.

  • Возрастные группы:
  • Категория «A» – учащиеся музыкальных школ или дети 7-14 лет.
  • Категория «B» – студенты ССУЗов или молодые люди 15-20 лет.
  • Категория «C» – студенты и выпускники вузов или люди старше 21 года.

Для участников возрастной категории «А» Конкурс проводится в упрощённом варианте: отборочным туром является задание «Сентиментон», финалом – задание «Поэтон».

Из истории проекта:

С самого своего рождения в 2016-м году проект «ИмпроКлассик» собирает множество положительных отзывов от музыкантов и известных музыкальных деятелей. 26 февраля 2017 года был проведён Первый конкурс-шоу, участниками которого стали 20 человек из Москвы и Подмосковья. Летом 2017-го проект получил государственный грант на Всероссийском молодёжном образовательном форуме «Таврида» и привлёк большое внимание музыкальной общественности страны.

В 2018-м помимо конкурса-шоу в рамках проекта состоятся импровизационные концерты, мастер-классы, дискуссии и творческие встречи. Даже если вы не умеете импровизировать или делаете это неуверенно, вы сможете у нас этому научиться!

Известные люди о проекте:

Алексей Ларин (композитор): «ИмпроКлассик» вылился в масштабный проект, имеющий тенденции к росту, развитию и углублению. Напряжённая атмосфера соревнования может разбудить и подстегнуть творческую фантазию, что и происходило во время прошедшего первого конкурса. И пусть художественные результаты не всегда впечатляли, думаю, для каждого из участников этот день стал ступенькой роста в профессии».

Любовь Фишкина (музыковед): «До сих пор нахожусь под впечатлением увиденного и услышанного. Конкурс не просто состоялся, а доказал, что академическая импровизация сегодня – не утопия, а реальность. Случились, к моему счастливому удивлению, даже дуэтные импровизации, в реальность которых я почти не верила! Не менее выступлений участников поразила сама организация конкурса, начиная с разработки регламента этого беспрецедентного конкурса, с широко развернутой информационной кампании в интернете, прекрасно организованного и технически оснащенного самого конкурсного процесса, вручения призов победителям и памятных подарков участникам, и заканчивая стадией постпродакшна».

Валида Келле (музыковед): «Студенты Российской академии музыки выступили с изумительной инициативой – созданием конкурса импровизации. Это говорит об осознанной потребности молодых вернуться к самой сути, к природе музыки как вида искусства, обретения естественности музыкально-игрового фантазирования. К началу ХХI-го века музыка академической традиции во многом утратила именно это свойство интуитивного и свободного музыкального высказывания. Кроме того, импровизация взывает к возрождению у сочинителя исполнительского дарования – в противовес созданию музыки в электронной технологии или записанной в стабильных параметрах нотного текста».

Галина Маяровская (ректор РАМ имени Гнесиных): «Проект оказался очень своевременным, очень важным и очень интересным. Авторы очень серьёзно поработали со своей инициативой. Хочу пригласить всю молодёжь, всех желающих принять участие в марте 2018-го года в замечательном конкурсе-шоу музыкальной импровизации».

Андрей Батурин (председатель Евразийского совета композиторов и музыкальных деятелей): «ИмпроКлассик» – это будущее современной импровизационной академической музыки!»

ПОЛОЖЕНИЕ О КОНКУРСЕ-ШОУ

2017

Первый специализированный конкурс-шоу академической импровизации «ИмпроКлассик»

Ссылка на фотоальбом

Российская академия музыки имени Гнесиных объявляет о начале приёма заявок на специализированный конкурс-шоу музыкальной академической импровизации «ИмпроКлассик»

«ИмпроКлассик» – это уникальная площадка, где ты можешь проявить свои импровизаторские способности.

В наши дни импровизацию принято ассоциировать исключительно с джазом, однако она есть и в академической музыке. Многие великие композиторы – такие как Моцарт, Бетховен, Лист – при всей своей учёности были гениальными импровизаторами. Нельзя не вспомнить и скрипача Паганини, виртуозно владевшего искусством импровизации.

Покажи всем, что импровизация – это не только джаз!

«ИмпроКлассик» – уникальный проект, призванный возродить культуру импровизации в сфере академической музыки. Организаторы приглашают к участию студентов из любых средних специальных и высших учебных заведений России.

Проект сочетает в себе качества шоу и профессионального конкурса. Это принципиально новый формат музыкального соревнования, в котором впервые применена система интерактивного голосования. Зрители становятся соучастниками события: помогают формировать конкурсные задания и выступают в роли судей, оценивая участников в реальном времени.

Конкурсантам предстоит выполнить несколько заданий, направленных на выявление их творческих и профессиональных музыкальных навыков.
По итогам оценок профессионального жюри определятся три лауреата, каждый из которых получит особый приз. Кроме того, будет присуждён приз зрительских симпатий. Определить лучшего исполнителя зрители смогут с помощью интерактивного голосования. Ни один конкурсант не останется без памятных подарков и дипломов, а направляющим педагогам вручат именную благодарность за вклад в развитие и популяризацию культуры академической импровизации.

Заявки принимаются с 1 января по 21 февраля 2017 г. включительно. Участие в конкурсе бесплатное. Организатор проекта – Российская академия музыки имени Гнесиных.

Конкурс проводится в течение одного вечера 26 февраля 2017 г. (воскресение) в Малом зале (аудитория №74) РАМ им. Гнесиных в форме концерта, открытого для публики. Определение лауреатов и победителя, а также церемония награждения состоятся в день конкурса после выступления всех участников и выполнения ими всех предусмотренных конкурсных заданий.

Конкурс состоит из следующих творческих заданий:

– «Стилитон». Стилизация известной музыкальной темы. Участник вытягивает два билета. На одном нотами записана мелодия какой-нибудь популярной композиции, на другом написано название стиля или техники импровизации (барочное прелюдирование, классицизм, романтизм, расширенная тональность XX века, импрессионизм, минимализм, атональность). Задача участников: развить определённую жребием мелодию в выбранном стиле. Список мелодий участникам заранее не раскрывается.
– «Дуэтон». Парная импровизация. По итогам предыдущего задания выстраивается турнирная таблица. Из наиболее близких друг к другу по суммам баллов  участников формируются дуэты. Жюри оставляет за собой право допустить НЕ всех участников ко второму творческому заданию. Для каждого дуэта непосредственно перед началом выполнения задания придумывается уникальная мелодия из 5 (пяти) звуков: первые два звука называют участники дуэта, остальные – зрители по выбору ведущих. Зрители, победившие в предварительных конкурсах-акциях, имеют право один раз назвать полную пятизвучную мелодию для некоторых пар участников (подробнее – см. пункт 3.7). Задача участников каждого дуэта: импровизировать на только что придуманный мотив, играя поочерёдно на двух роялях; при этом жюри выставляет оценки каждому участнику отдельно. Если участники сумеют прийти к одновременному исполнению в 4 руки, это принесёт дуэту дополнительные баллы.
– Суперфинал. Поэзия через музыку. Двое участников с наибольшим количеством баллов, набранных в результате выполнения двух конкурсных заданий, становятся финалистами. Членам жюри предлагаются на выбор пять стихотворений контрастного содержания (например, «Парус» Лермонтова). Из одного стихотворения жюри выбирает два отрывка, распределяя их между финалистами в порядке жеребьёвки. Обязательное условие: образы, выбираемые членами жюри для финалистов, должны быть контрастными. Задача финалистов: максимально ярко передать в своей импровизации доставшийся им образ.

10 февраля 2017 года в Малом зале Академии состоится встреча с доктором искусствоведения, профессором Т.В. Цареградской «Импровизация: Путешествие сквозь время» в рамках проекта «ИмпроКлассик» (подробнее)

Члены жюри:

Алексей Львович ЛАРИН

Татьяна Владимировна ЦАРЕГРАДСКАЯ

Дина Константиновна КИРНАРСКАЯ

Андрей Иштванович МИКИТА

Татьяна Григорьевна ШАТКОВСКАЯ-АЙЗЕНБЕРГ

Любовь Леонидовна ФИШКИНА

Вячеслав Валерьевич РЯЗАНЦЕВ

Подробная информация об условиях участия, конкурсах-акциях, все новости проекта, а также все ссылки публикуются в официальной группе Конкурса в социальной сети «ВКонтакте»:  https://vk.com/improclassic

Положение о конкурсе-шоу

Контакты

Александр Алейников – автор проекта и директор конкурса
тел.: +7 (916) 307-42-08
e-mail: axrade@yandex.ru

Екатерина Белоножко – соавтор проекта, ответственный секретарь и заместитель директора конкурса
тел.: +7 (903) 011-97-08
e-mail: belkatrin92@mail.ru

Ильвина Яхина – менеджер по работе с участниками
тел.:  +7 (903) 012-86-58
e-mail: evaeva131@mail.ru

26 февраля в РАМ имени Гнесиных произошло событие, которое открыло новую страницу в истории музыкальной импровизации. Двое амбициозных студентов-композиторов – Александр Алейников и Екатерина Белоножко – организовали первый в России конкурс-шоу «ИмпроКлассик». Цель его проста: собрать таланты и показать, что импровизация – это не просто развлечение, а творческий навык, необходимый любому хорошему музыканту, вне зависимости от специальности и стиля, в котором он работает. 15 самых отважных студентов из разных ВУЗов столицы пришли не просто посоревноваться, а возродить культуру «игры без подготовки».
Конкурс начался необычно… читать далее

Автор статьи –  Фаина Намитокова