Кирилл Мошков рассказал о взлетах и падениях джаза в СССР

В два дня – 22 и 29 мая – в Большом зале Музыкального училища имени Гнесиных прошли первые лекции Кирилла Мошкова из цикла «Джаз 100. Судьба джазового искусства в России». Российский журналист, джазовый обозреватель и главный редактор и издатель журнала «Джаз.ру» рассказал слушателям об истоках отечественного джаза, появлении нового поколения джазменов, первых гастролях зарубежных музыкантов в СССР и организации первых джазовых фестивалей.

Мероприятия проводятся при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Как ясно из названия первой лекции – «Первопроходцы российского джаза», она была посвящена тем, кто в СССР прокладывал путь джазу.

Ни для кого не секрет, что в нашей стране джаз начал развиваться гораздо позднее, чем на Западе. Он долгое время подвергался критике со стороны советской власти, а потом и вовсе был запрещен на какое-то время. Первым Россию познакомил с джазом театральный деятель Валентин Парнах. «В стенах ГИТИСа 1 октября 1922 года вернувшийся в Москву из Парижа Валентин Парнах устроил первый концерт своего джаз-бэнда. Он не был музыкантом. Для него джаз являлся своего рода звуковой машиной, за которой должна была идти хореография», – говорил Кирилл Мошков.

Публика увидела настолько впечатляющие и новаторские движения под музыку, что театральный режиссер Всеволод Мейерхольд пригласил Парнаха участвовать в своих постановках. Мошков отметил, что Валентин Парнах подготовил отечественную аудиторию к самой идее существования иного стиля.

На лекции Кирилл Мошков в мельчайших подробностях представил хронологию развития джазового искусства в Советском Союзе. Он рассказал о том, что после Владимира Парнаха в Россию приехали два «настоящих» гастролирующих джазовых коллектива – Jazz kings барабанщика Бенни Пэйтона и The Chocolate Kiddies афроамериканского пианиста Сэма Вудинга.

За ними в Россию с визитом прибыл коллектив пианиста Александра Цфасмана «АМА-джаз». «Этот оркестр стал первым джазовым составом, который выступил вживую в эфире Московского радио. Мы даже покопались в государственных архивах и нашли советскую пластинку», – говорил Мошков, а затем продемонстрировал запись слушателям. Изначально на джазовые концерты ходила только публика, состоящая из профессиональных музыкантов, позже присоединились и любители.

После такого взлета джаз в России на какое-то время подвергcя критике: необычная музыка плохо воспринималась слушателями, а искусство называли «подозрительным». Джазмены были незаслуженно забыты, а многие из них покинули Советский Союз. Но с наступлением периода оттепели давление на джазовых музыкантов ослабло. «Джаз на документальном уровне не запрещался в Советском Союзе, но и не рекомендовался», – такими словами Кирилл Мошков подытожил свою первую лекцию «Первопроходцы российского джаза».

Вторая лекция «Новое начало. Возрождение джаза в СССР» была посвящена вновь вспыхнувшему интересу к джазу и его дальнейшему развитию на территории страны. «К 1950-м годам в России благодаря оркестру легендарного музыканта Леонида Утесова удалось “пересидеть” те мрачные годы и начать двигаться вперед», – отмечал Мошков. После затишья длиною в восемь лет начался период преобразования и переосмысления джазового искусства. Освобожденный и вернувшийся из лагеря Эдди Рознер сформировал Московский эстрадный оркестр.

Далее джазовая музыка начинает сопровождать чуть ли не каждый концерт на советской эстраде. В частности, оркестр под управлением Олега Лундстрема активно начинает свою работу на различных советских площадках. Также на формирование нового поколения джазменов повлиял VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, который прошел в Москве в 1957 году. «Основную часть исполнителей составляли студенты технических специальностей – физики, химики, инженеры. Музыкантов среди них было очень мало», – уточнял Кирилл Мошков. Впоследствии огромную роль в распространении джаза на территории России сыграло открытие джазовых кафе и клубов. Первыми из них были «Кафе Молодежное» и «Аэлита». А затем все джазовые заведения стали основной средой формирования московской джазовой сцены.

В 1962 году советские джазмены впервые выезжают на фестиваль Jazz Jamboree в Варшаве. По словам Мошкова, трубач Андрей Товмасян, саксофонист Алексей Козлов, гитарист Николай Громин произвели там фурор: их мастерством восторгалась не только публика, но и европейские и американских коллеги. Далее отечественные джазовые составы начинают активно участвовать в съемках, появляться на телевидении, играть в оркестрах при театрах и кинотеатрах.

Еще одним знаковым событием в истории советского джаза стал Таллинский джазовый фестиваль, прошедший в мае 1967 года. На мероприятие приехали музыканты со всех уголков мира. Самое интересное, что в фестивале впервые приняли участие американцы: саксофонист Чарлз Ллойд, 19-летний пианист Кит Джарретт и ударник Джек ДеДжоннет. Резонанс от фестиваля был колоссальный, отметил лектор.

Последний взлет советского джаза случился в 1969 году, во время проведения московского джазового фестиваля. «Затем началось новое “завинчивание” гаек. В течение следующих одиннадцати лет подобные мероприятия не проводились», – подытожил Кирилл Мошков, завершая свои первые экскурсии в историю советского джаза.

Ждем продолжения. 

Полностью лекции можно посмотреть здесь: Лекция 1, Лекция 2.

Текст: Владлена Почкаева,
студентка кафедры музыкальной журналистики

 

.