ПРИОРИТЕТ 2030 «Консерваторская наука»: в новый год с новыми проектами

27 декабря в Концертном зале Российской академии музыки имени Гнесиных состоялась презентация проектов финалистов Всероссийского конкурса научно-творческих проектов студентов и аспирантов «Консерваторская наука». 

Всероссийский конкурс научно-творческих проектов студентов и аспирантов «Консерваторская наука» учрежден Российской академией музыки имени Гнесиных и проводится в рамках программы академического стратегического лидерства «Приоритет 2030». Главная задача конкурса «Консерваторская наука» – поддержка молодых исследователей и содействие их профессиональному росту, повышение интереса к научной и творческой деятельности.

Конкурс стартовал в феврале 2021 года, и к 30 октября его организаторы получили около тридцати заявок от начинающих исследователей. В проекте приняли участие студенты Белорусской государственной академии музыки, Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А. Герасимова, Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова, Нижегородской государственной консерватории имени М.И. Глинки, Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки, Ростовской государственной консерватории имени С.В. Рахманинова, Российской академии музыки имени Гнесиных, Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского. На суд жюри, в состав которого вошли руководители и педагоги российских музыкальных вузов, были представлены документальные фильмы, музыкальные сочинения, научно-экспедиционные и ряд других проектов. В ноябре эксперты конкурса «Консерваторская наука» отобрали шестнадцать работ в пяти номинациях.

27 декабря члены жюри и зрители увидели и оценили проекты финалистов на кинопоказе в Концертном зале Академии, где был установлен экран площадью 21 м².

Открывая мероприятие, президент Российской академии музыки имени Гнесиных Галина Васильевна Маяровская отметила, что хотя конкурс «Консерваторская наука» проводится впервые, но уже стал очень важной акцией для вуза. Ректор Александр Сергеевич Рыжинский в своем приветственном слове подчеркнул, что проект обещает быть необычным и во всех смыслах уникальным. «Наука выходит на сцену, и теперь ученых узнают не только как «скучных» людей, но как открытых миру деятелей», – сказал Александр Сергеевич.

Конкурсный показ открыли выступления в номинации «Научно-просветительский проект». Концертные номера в рамках проекта «Гнесинский дом: взгляд из XXI века» представили хор кафедры музыкальной педагогики РАМ имени Гнесиных и солисты. Студенты кафедры провели исследование архивных материалов семьи Гнесиных и попытались реконструировать деятельность Гнесинского дома в период его становления в двух направлениях: педагогическая деятельность, связанная с ансамблевым музицированием, и работа всех членов семьи Гнесиных по поиску педагогического репертуара.

Эта и другие презентации проектов сопровождались выступлениями экспертов и дискутантов, прошедших в формате живого обсуждения.

В проектах номинации «Документальный или научно-популярный фильм» экспертов привлекало не только содержание, но и художественное воплощение работ, они обращали внимание на то, как выстроен кадр, каких героев выбирают авторы для своих работ, насколько технически и драматургически грамотно сделаны фильмы. Первыми в этой номинации представили свой проект студенты кафедры музыкальной журналистики РАМ имени Гнесиных. Фильм кафедры «#яжемузыковед» – о музыковедах в лицах, о том, какое место занимает наука в академии.  

Героями документальных фильмов становились и деятели музыкального искусства, и инструменты, и даже музыкальные жанры.

Студентка Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки Елена Тарасевич выступила с презентацией своего проекта «Музыкальный гений в Новосибирске», посвященного Д. Д. Шостаковичу. Следующий документальный фильм повествовал о музыкальных инструментах. «Мембранофоны в музыке: от истоков до наших дней» –  такую тему представил Юрий Шабловский, студент Белорусской государственной академии музыки. Он рассказал об истории возникновения ударных музыкальных инструментов и продемонстрировал их использование в музыкальном творчестве. Кристина Степаненко, студентка Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки подготовила видеоработу «Изабелла Леонарда — монахиня-композитор эпохи барокко»; Любовь Глаголева, студентка Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского представила концертное видео на тему «Чин «Заздравной чаши» как памятник русской культуры». Также в числе финалистов – фильм «Любите Баха!» (Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова). Главный герой этой картины Марии Минькиной – выдающийся музыкант Александр Майкапар.

Поскольку время проведения мероприятия было ограничено, все фильмы демонстрировались в сокращенном варианте. А жаль: немало ценных деталей, эпизодов оказались «за кадром» — вернее, за киноэкраном концертного зала.

Финалистом номинации «Музыкальное произведение» стал студент Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова Олег Пашкин с проектом «Кантата во славу музыкальной науки». Цель этого  яркого, масштабного сочинения – показать жизнеспособность музыковедения и его способность взаимодействовать с музицированием.

В финал номинации «Научно-экспедиционный проект» вышли проекты учащихся Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. Студентка Анастасия Хороших выступила с проектом «Экспедиция длиной в столетие», а аспирант Санкт-Петербургской консерватории Кирилл Крылов представил работу «Календарно-обрядовый фольклор Южного Урала в современных экспедиционных записях». Также финалистом номинации стала

В номинации «Научно-просветительский проект» студентка консерватории Людмила Михеева представила видеозапись мастер-класса «Основы русской традиционной пляски» (в рамках презентации был показан концертный номер – Парная женская пляска «Соломушка» – реконструкция на основе экспедиционных записей Санкт-Петербургской государственной консерватории).  Еще один проект-финалист номинации – работа студентов Ростовской государственной консерватории имени С.В. Рахманинова: «Специфика организации музыкальных событий для “солнечных” детей: проект РГК им. С.В. Рахманинова “Волшебный мир музыки”».

Также в номинации «Инициативный проект» были представлены видеофильм «Quadro: Amore e Vendetta» (Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки) и интеллектуальный проект «Игра в бисер» Студенческого научно-творческого общества Российской академии музыки имени Гнесиных.

Конкурсный день завершился концертом в честь лауреатов конкурса «Консерваторская наука». На сцене выступали известные гнесинские коллективы – народный хор Музыкального училища имени Гнесиных (руководитель – Юрий Колесник), российский ансамбль флейт «The Grand Flute Ensemble» (руководители — Анастасия Борискова и Святослав Голубенко), ансамбль современной хоровой музыки «Altro coro» (художественный руководитель — Александр Рыжинский). Также на концерте были представлены проект фестиваля-лаборатории «Gnesin Contemporary Music Week» и авторский перформанс Аркадия Пикунова «31-я гексаграмма».

Программа включала произведения современных композиторов, и это неслучайно: в наступающем 2022 году в рамках программы «Приоритет 2030» в академии планируется открытие научного Центра современной музыки. Прозвучали сочинения Лизе Мориссон, Дмитрия Курляндского, Владимира Мартынова и Аркадия Пикунова, Джеймса Кроуфорда, Валерия Скобёлкина, Георгия Конюса, Ефрема Подгайца и Ярослава Глушакова.

 Текст: Юлия Цветкова,
студентка кафедры музыкальной журналистики