Мастер-класс звукорежиссера Эрдо Грута (Нидерланды) прошел в РАМ имени Гнесиных

Эрдо Грут – продюсер, звукорежиссер звукозаписывающей компании Polyhymnia International – провел 16 октября мастер-класс «Подходы к звукозаписывающим проектам» в Российской академии музыки имени Гнесиных. Встреча состоялась в рамках II Международного симпозиума «Индустрия звукозаписи академической музыки», организованного Гильдией звукорежиссеров Российского музыкального союза.

Симпозиум «Индустрия звукозаписи академической музыки», который прошел с 15 по 17 октября в рамках Международной премии за лучшую аудиозапись российской академической музыки «Чистый звук», – крупнейшее событие в индустрии. Оно объединяет ведущих российских и зарубежных звукорежиссеров, инженеров, композиторов, музыкальных реставраторов. Среди спикеров этого года – Михаил Спасский (преподаватель РАМ имени Гнесиных, звукорежиссер МГК имени Чайковского), Андрей Левин («Мосфильм»), Мария Соболева (председатель Гильдии звукорежиссеров Российского музыкального союза), Павел Лаврененков (Московская филармония), Виктор Осадчев (заведующий кафедрой музыкальной звукорежиссуры РАМ имени Гнесиных) и многие другие.

В рамках симпозиума состоялись круглые столы, посвященные вопросам образования звукорежиссеров и звукозаписи академической музыки, а также мастер-классы, выставка музыкальной техники, технические туры и экскурсии (площадки – Электротеатр Станиславский, киностудия «Мосфильм», Московский театр мюзикла, МГК имени Чайковского, Большой театр, Геликон-опера, Новая Опера).

Участники симпозиума приехали из самых разных уголков России, от Якутии до Тулы. Было так много желающих посетить форум, что регистрацию на него пришлось закрыть досрочно, за два дня до начала мероприятий. Секрет успеха, по словам Марии Соболевой, – в качественно составленной программе: «Мы хотели, чтобы на симпозиуме полезные лекции нашли и новички, и мастера. Здесь задействован весь пласт индустрии, насколько это возможно в наше непростое время».

Мероприятия симпозиума проходили одновременно на нескольких площадках. Одной из них стала Гнесинка. «Академия всегда была нашим добрым помощником во всех звукорежиссерских начинаниях и инициативах, она также выступает и как партнер Российского музыкального союза», – отметила Мария Соболева. Давнее сотрудничество продолжил гнесинский мастер-класс Эрдо Грута. «Эрдо на протяжении многих лет приезжает в Россию, он давно нас знает, и что самое важное – концептуально мы с ним мыслим в одном направлении, и, отчасти, принадлежим к одной школе», – подчеркнул Виктор Осадчев.

Накануне мастер-класса Эрдо Грут прочитал лекцию «Развитие персонального взгляда» в Центре международной торговли. Там он поделился секретами записи академической музыки, с которой работает на протяжении нескольких десятилетий, затронул вопросы использования микрофонов и «чистого звука» (поиска максимально точной передачи звуковых ощущений при прослушивании музыки в записи). «Мы, звукорежиссеры – не музыканты, не исполнители и не слушатели – мы создаем звук. Именно нашу работу оценивают – кто-то в своих маленьких наушниках, а кто-то на профессиональной акустической системе. Хорошо, когда все стороны довольны результатом», – отметил Эрдо. 

Насыщенная двухчасовая лекция стала теоретической основой для тренировки практических навыков: спустя день, на мастер-классе в академии, Эрдо Грут продемонстрировал свой подход в записи инструментального ансамбля. Цель этой встречи, пояснил Виктор Осадчев, – не запись материала для выпуска диска, а поиск максимально удачного звукового образа в имеющихся акустических условиях и возможность для студентов проследить за поиском наилучшего результата.

Большой секстет для фортепиано и струнных М. И. Глинки исполнили студенты академии Рита Кельберг (скрипка), Николай Бормотов (вторая скрипка), Маргарита Мирмова (альт), Наталья Волкова (виолончель), Анна Левина (контрабас), Наталия Духовникова (фортепиано). Молодым музыкантам было интересно: в частности, Наталия Духовникова рассказала, что хотя и записывалась пару раз в гнесинской студии, но больше опыта работы со звукорежиссером у нее не было.

В числе гостей мастер-класса – и студенты, и опытные звукорежиссеры. «На мастер-класс Эрдо Грута я пришла послушать и поучиться, а не как надзиратель и председатель Гильдии звукорежиссеров», – отметила Мария Соболева.

Перед началом мероприятия проводилась техническая подготовка: мастер-класс состоялся благодаря поддержке партнеров кафедры – компании Neumann Berlin и с использованием оборудования Merging Technology. Участники увидели, как происходит расстановка микрофонов на сцене, процесс подготовки контрольной комнаты и мониторной системы, поиск лучшей позиции для музыкантов на сцене. Звукорежиссер не может работать в одиночку, это всегда командная работа – и на помощь Эрдо пришли коллеги Надежда Николаева (Большой театр) и Александр Михлин (Электротеатр Станиславский) и другие звукорежиссеры, преподающие на кафедре. Во время воркшопа зрители могли перемещаться из Концертного зала в студию звукозаписи, от музыкантов к Эрдо – и наблюдать за его работой. Так как было очень много желающих посетить мастер-класс, была предусмотрена дополнительная трансляция в класс, где оборудовали временную контрольную комнату для прослушивания.

Фото – Вера Саранча

 

Встреча дала ценный опыт и маститым, и начинающим звукорежиссерам. Многие из них говорили о том, что узнали немало полезного. Студент академии Федор Шабунин отметил, что работать в секвенсоре Pyramix трудно, и потому ему пока не всё было понятно. Однако этот мастер-класс – повод двигаться вперед.

Хотя пандемия подвергает сомнению любые планы, у гнесинцев впереди – новые встречи с известными звукорежиссерами. Виктор Осадчев надеется, что в академии состоятся мастер-классы и других гостей из Европы: сейчас по инициативе кафедры ведутся переговоры о встрече с французскими звукорежиссерами, сотрудничающими с Теодором Курентзисом.

Фото – Вера Саранча

Текст:
Алиса Алексеева,
студентка кафедры музыкальной журналистики