Место встречи исследователей оперы со всего мира

26 ноября в Российской академии музыки имени Гнесиных завершилась Пятая международная оперная конференция «Опера в музыкальном театре: история и современность».

Масштабный форум проходит в Гнесинке раз в два года, в нем принимают участие исследователи из России и зарубежных стран, неравнодушные к оперному искусству. В этом году из-за сложной эпидемиологической обстановки более 150 участников конференции представили доклады в очном режиме и онлайн.

В заключительный день конференции состоялись заседания трех секций. Выступления проходили параллельно в 26 аудитории Академии и в конференц-зале.

Первым докладом секции «Отечественная опера: новые открытия и оценки» стало сообщение Эльвиры Петри, доктора искусствоведения, доцента, научного сотрудника Нижегородской государственной консерватории имени М. И. Глинки. Эльвира Корнеевна представила слушателям малоизвестные факты об опере «Февей» – пышном придворном спектакле XVIII века, написанном на сюжет Екатерины II. В выступлении был сделан акцент на исторических контекстах создания и сюжета оперы.

Очень интересной оказалась совместная работа Евгения Левашева, доктора искусствоведения,  заведующего cектором академических музыкальных изданий Государственного институт искусствознания и Надежды Тетериной, кандидата искусствоведения, старшего научного сотрудника ГИИ. Тема доклада, который представила Надежда Тетерина, – «Авторские редакции оперы “Борис Годунов” и проблемы структурной вариантности русских опер».  Ученые проделали огромную работу над расшифровкой рукописей Модеста Мусоргского и открыли уникальные детали создания оперы.

Академическую направленность конференции разбавила Елена Савицкая, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания. Тема её доклада – «Рок-опера в творчестве советских ВИА и рок-групп 1970-80-х годов». Выступление показало, что жанр оперы представлен не только на сцене оперных театров, но и в творчестве эстрадных исполнителей.

Среди участников конференции было немало иностранных исследователей, некоторые из них выступили в последний день форума. Так, в рамках секции «Новейшие тенденции в музыкальном театре XXI века» представил доклад Рубен Марца, магистр Флорентийского университета. Его выступление было посвящено опере «Турандот» Дж. Пуччини в редакции Лучано Берио.

Из Нидерландов вышел на связь Рональд де Вет, член немецкого научного совета Международного общества Чайковского. Свое сообщение «Антон Рубинштейн как оперный композитор в европейском пространстве» он прочитал на очень хорошем русском языке. Исследователь впечатлил слушателей и весьма любопытной презентацией: на ее слайдах были представлены бесценные фотографии рукописей и писем Рубинштейна. Выступление Рональда де Вета – прямое доказательство того, что русская опера вызывает интерес у западных исследователей.

Сообщение Инны Народицкой, кандидата искусствоведения, профессора Школы музыки Северо-западного университета Чикаго, прозвучало в числе заключительных докладов форума. По московскому времени выступление пришлось на довольно поздний вечер, а у Инны в это время было раннее утро. Однако исследователь с долей юмора зачитала доклад, посвященный «Золотому петушку» Римского-Корсакова, а в заключении провела и аргументировала параллель между творчеством Вашингтона Ирвинга и Александра Сергеевича Пушкина. Как отметила организатор конференции, доктор искусствоведения Ирина Сусидко, в этом докладе русское искусство соприкоснулось с европейским. Международная оперная конференция «Опера в музыкальном театре: история и современность» стала мостом, связывающим исследователей оперы со всего света.

Текст: Анна Суворина
Фото: Дарья Кинякина
студенты кафедры музыкальной журналистики