Международная научная конференция «Музыковедческий форум-2024»

Даты проведения: 02-04 декабря 2024 г.

Прием тезисов: до 01 ноября 2024 г.

Анонс 2024

Министерство культуры Российской федерации
Российская академия музыки имени Гнесиных
Кафедра истории музыки
Государственный институт искусствознания

Международная научная конференция «Музыковедческий форум-2024».

Москва, 2–4 декабря 2024 года

«Музыковедческий форум» — постоянно действующий проект, начало которому было положено в 2010 году. Тогда же сложилась его концепция. Конференции в рамках этого проекта проходят раз в два года. Уже состоялось шесть конференций: в 2010, 2012, 2014, 2016, 2018, 2020, 2022 годах. В 2024 году планируется восьмая конференция цикла.

В соответствии с концепцией «Форума» каждая конференция выдвигает задачу дать широкую панораму развития современного музыкознания, представив разные направления исследований. Программа каждого «Форума» объединяет несколько тематических блоков, которым соответствуют разные дни работы конференции. На последних форумах сложилась традиция один из блоков посвящать проблемам развития и актуальным направлениям музыкознания, другой блок предлагать как научное «приношение» выдающимся музыкальным деятелям, концентрируя внимание на ряде вопросов, связанных с творческим наследием юбиляра (или юбиляров). Планируемый форум, следуя другой традиции – гибкости и изменчивости облика конференции, совмещает в каждом из своих блоков «проблемное» и «юбилейное» направления.

«Музыковедческий форум 2022» будет включать следующие тематические блоки и проблемные направления:

Музыкальные утопии: к 200-летию А. Брукнера (1824-1896), 150-летию А. Шенберга (1874 – 1951) и Ч. Айвза (1874 – 1954):

– феномен утопии в истории музыкальной культуры;
– утопические идеи как стимул к творчеству;
– жанровые утопии в музыке;
– нереализованные творческие проекты;
– проблемы творчества А.Брукнера, А.Шенберга, Ч.Айвза.

Критика и публицистика в истории музыкальной культуры

– музыкальная критика и публицистика в национальных культурных традициях;
– эволюция методов и функций критики в истории музыкальной культуры;
– деятельность выдающихся публицистов, их влияние на творчество музыкантов;
– специфика и пересечения разных жанров музыкальной публицистики (репортаж, рецензия, обзор, интервью и др.);
– музыкальная журналистика в современных СМИ.

Регламент докладов — 20 минут. Возможны выступления онлайн и стендовые доклады (предлагаются слушателям в распечатанном виде).

К сожалению, выделенные на проведение Форума средства весьма ограничены. Будем благодарны, если участники смогут найти иные источники финансирования.

Организационный комитет Форума:

Левон Оганесович Акопян — доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник ГИИ, зав. сектором теории музыки ГИИ;

Вера Борисовна Валькова — доктор искусствоведения, профессор РАМ имени Гнесиных, ведущий научный сотрудник ГИИ.

Тезисы объемом до 3000 знаков (с указанием сведений о себе) просим прислать до 1 ноября 2024 года в электронном виде по адресам: levonh451@yandex.ru (Л. О. Акопян), veraval@yandex.ru (В. Б. Валькова).

2022

Российская академия музыки имени Гнесиных
Кафедра истории музыки
Государственный институт искусствознания

Международная научная конференция «Музыковедческий форум-2022»

Москва, 5–7 декабря 2022 года

 

ПРОГРАММА

 

Секция

Место, время

Ссылка для докладчиков и желающих задать вопросы

Ссылка для зрителей

5 Декабря 2022, ПОНЕДЕЛЬНИК

Международная научная конференция «Музыковедческий форум 2022»

 

ДЕНЬ 1

РАМ, Музыкальная гостиная дома Шуваловой, 11:00

Ссылка: https://meet.google.com/fhu-fuws-wyz

 

Трансляция РАМ

 

6 Декабря 2022, ВТОРНИК

Международная научная конференция «Музыковедческий форум 2022»

 

ДЕНЬ 2

РАМ, Музыкальная гостиная дома Шуваловой, 11.00

 

Ссылка: https://meet.google.com/fhu-fuws-wyz

 

Трансляция РАМ

 

7 Декабря 2022, СРЕДА

Международная научная конференция «Музыковедческий форум 2022»

 

ДЕНЬ 3

РАМ, Конференц-зал, аудитория 109 11.00

 

Ссылка: https://meet.google.com/fhu-fuws-wyz

 

Трансляция РАМ

 

«Музыковедческий форум» — постоянно действующий проект, начало которому было положено в 2010 году. Тогда же сложилась его концепция. Конференции в рамках этого проекта проходят раз в два года. Уже состоялось шесть конференций: в 2010, 2012, 2014, 2016, 2018, 2020 годах. В 2022 году планируется седьмая конференция цикла.

В соответствии с концепцией «Форума» каждая конференция выдвигает задачу дать широкую панораму развития современного музыкознания, представив разные направления исследований. Программа каждого «Форума» объединяет несколько тематических блоков, которым соответствуют разные дни работы конференции. На последних форумах сложилась традиция один из блоков посвящать проблемам развития и актуальным направлениям музыкознания, другой блок предлагать как научное «приношение» выдающимся музыкальным деятелям, концентрируя внимание на ряде вопросов, связанных с творческим наследием юбиляра (или юбиляров). Планируемый форум, следуя другой традиции – гибкости и изменчивости облика конференции, совмещает в каждом из своих блоков «проблемное» и «юбилейное» направления. Периодичность наших собраний не охватывает важные даты нечетных годов, но на этот раз мы не могли обойти вниманием два больших юбилея 2022 и 2023 годов: 150-летие А.Н.Скрябина (род. 25.12.1871 / 6.01.1872) и С.В.Рахманинова (род. 20 марта / 2 апреля 1873).

«Музыковедческий форум 2022» будет включать следующие тематические блоки и проблемные направления:

Музыка – архитектура – науки. К 100-летию Янниса Ксенакиса:

– структурные и содержательные аналогии между музыкой и архитектурой;

– музыка, математика, натурфилософия: пересечения в прошлом и настоящем;

– «сциентистские» тенденции в композиторском творчестве XX и XXI веков;

– связь прогресса естественных наук с эволюцией музыкального мышления;

– теория музыки в поисках строгой «научности».

Консерваторы и прогрессисты в истории музыкальной культуры. К 150-летию Александра Николаевича Скрябина и Сергея Васильевича Рахманинова:

– консерватизм как фактор музыкальной культуры;

– соотношение охранительных и новаторских устремлений в истории музыки;

– истоки и резоны репутации композиторов как «консерваторов» или «прогрессистов»;

– «старая» и «новая» музыка в художественном контексте русского Серебряного века;

– актуальные проблемы изучения наследия Скрябина и Рахманинова;

– Скрябин и музыкальные новации ХХ и XXI веков;

– творчество Рахманинова в диалоге с искусством ХХ и XXI веков.

Регламент докладов — 20 минут. Возможны выступления онлайн и стендовые доклады (предлагаются слушателям в распечатанном виде).

К сожалению, выделенные на проведение Форума средства весьма ограничены. Будем благодарны, если участники смогут найти иные источники финансирования.

Организационный комитет Форума:

Левон Оганесович Акопян — доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник ГИИ, зав. сектором теории музыки ГИИ;

Вера Борисовна Валькова — доктор искусствоведения, профессор РАМ имени Гнесиных, ведущий научный сотрудник ГИИ.

Тезисы объемом до 3000 знаков (с указанием сведений о себе) просим прислать до 1 ноября 2022 года в электронном виде по адресам: levonh451@yandex.ru (Л. О. Акопян), veraval@yandex.ru (В. Б. Валькова).

2020

Российская академия музыки имени Гнесиных

Государственный институт искусствознания

Международная научная конференция «Музыковедческий форум-2020»

Москва, 19–21 октября 2020 года

ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ

«Музыковедческий форум» — постоянно действующий проект, начало которому было положено в 2010 году. Тогда же сложилась его концепция. Конференции в рамках этого проекта проходят раз в два года. Уже состоялось пять конференций: в 2010, 2012, 2014, 2016, 2018 годах. В 2020 году планируется шестая конференция цикла.

В соответствии с концепцией «Форума» каждая конференция выдвигает задачу дать широкую панораму развития современного музыкознания, представив разные направления исследований. Программа каждого «Форума» объединяет несколько тематических блоков, которым соответствуют разные дни работы конференции. По сложившейся на последних форумах традиции один из блоков посвящен проблемам развития и актуальным направлениям музыкознания, другой блок обычно представляет собой научное «приношение» выдающимся музыкальным деятелям, концентрируя внимание на ряде вопросов, связанных с творческим наследием юбиляра (или юбиляров).

«Музыковедческий форум 2020» будет включать следующие тематические блоки и проблемные направления:

Симфония и симфонисты: прошлое и настоящее (к 250-летию со дня рождения Л. ван Бетховена и 160-летию со дня рождения Г. Малера):

– венский симфонизм как феномен европейского искусства;
– понятие «симфонизм» в современном научном контексте;
– симфонические жанры вчера и сегодня;
– современный взгляд на симфоническое творчество Бетховена;
– симфонии Малера: исторический и аналитический аспекты изучения;
– наследие Малера и судьбы симфонии на рубеже XIX–XXвеков.

 Мода как фактор музыкально–исторического процесса:

пути уточнения понятия «мода» в применении к музыкальному искусству;
– мода и высокое искусство: взаимодействие и/или сосуществование;
– колебания общественного вкуса и их влияние на композиторское творчество;
– формы и методы «продвижения» музыкантов и музыкальных произведений;
– феномен «звезды» в прошлом и настоящем;
– судьбы «модных» произведений и «модных» авторов в истории музыки;
– мода в музыковедческих исследованиях.

Регламент докладов — 20 минут. Возможны выступления по скайпу и стендовые доклады. Предполагается электронное издание материалов Форума. К сожалению, выделенные на проведение Форума средства весьма ограничены. Будем благодарны, если участники смогут найти иные источники финансирования.

Организационный комитет Форума:

Левон Оганесович Акопян — доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник ГИИ, зав. сектором теории музыки ГИИ;

Вера Борисовна Валькова — доктор искусствоведения, профессор РАМ имени Гнесиных, ведущий научный сотрудник ГИИ;

Татьяна Юрьевна Масловская — кандидат искусствоведения, профессор РАМ имени Гнесиных.

Тезисы объемом до 3000 знаков (с указанием сведений о себе) просим прислать до 19 сентября 2020 года в электронном виде по адресам: levonh451@yandex.ru (Л. О. Акопян), veraval@yandex.ru (В. Б. Валькова) или tmaslovskaya@list.ru (Т. Ю. Масловская).

Гаврилова Л.В. VIII симфония Г.Малера: к вопросу о преломлении композиционных принципов мессы

Зинькевич Е. Бетховен в концертной жизни Киева (вторая половина XIX ст.)

Зинькевич Е. Рецепция Малера в украинском симфонизме

Козак М. Музы и мода в эстетики Авенира де Монфреда

Красковская Т.В. «Большой» стиль и мода на «Калевалу»

Максимова А. Как Америка потеряла Дукельского-симфониста

Нилова В.И. Кто и как «продвигал» Четвёртую симфонию Сибелиуса

Фролов С.В. О формировании «моды» или культурно-стилевых и технологических трендов в истории русской музыки третьей четверти XIX века, посредством «учительских» запретов и их преодолений

2018

Российская академия музыки имени Гнесиных
Государственный институт искусствознания

Международная научная конференция «Музыковедческий форум-2018»

ПРОГРАММА ФОРУМА

МАТЕРИАЛЫ
МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
МУЗЫКОВЕДЧЕСКИЙ ФОРУМ 2018

СОДЕРЖАНИЕ

От составителей. 

Публикуемая подборка текстов охватывает значительную часть того, что было представлено на заседаниях очередной, пятой конференции «Музыковедческий форум» (включая и некоторые «стендовые», заочные доклады), проходившей в октябре 2018 года.

Значительная часть материалов «Музыковедческого форума 2018» публикуется в отдельных выпусках журнала «Ученые записки РАМ имени Гнесиных» за 2019 и 2020 годы, что отражено в оглавлении предлагаемой подборки. Здесь также представлены тексты, пока не опубликованные или планирующиеся к изданию. Как и в материалах предыдущих Форумов, составители не стремились к унификации оформления и редактирования статей (за исключением текстов, подготовленных для публикации в журнале «Ученые записки» РАМ им. Гнесиных). Сведения об авторах (в некоторых случаях – еще и аннотации на английском языке) даны в конце статей.

Организаторы Форума выражают глубокую признательность всем, кто помогал в его проведении и публикации материалов: проректору по научной работе и связям с общественностью профессору Д.К.Кирнарской, помощнику проректора А. С. Ройзен, дирекции Государственного института искусствознания, редактору журнала «Ученые записки РАМ имени Гнесиных» доктору искусствоведения профессору И.С.Стогний, студентам РАМ им. Гнесиных и многим другим, чья помощь была необходимым условием успешного осуществления всех замыслов.

Все возникшие у читателей или авторов пожелания, замечания и
размышления можно направлять по адресу: veraval@yandex.ru

Организационный комитет конференции «Музыковедческий форум»:
доктор искусствоведения, профессор, ведущий научный сотрудник ГИИ Л.О.Акопян,
доктор искусствоведения, профессор РАМ им. Гнесиных, ведущий научный сотрудник ГИИ В.Б.Валькова.

Березин В.В. Лексика и терминология французских музыкально-исторических текстов XVII – начала XVIII вв. Вопросы перевода и актуализации.(публикация: «Ученые записки РАМ имени Гнесиных», 2019. № 1 (28). С. 60-79)

Бояджиева В.  Термин «полифония» и его теоретическое переосмысление

Булатова Д.А. О терминологии тюркского смычкового инструментария: к постановке проблемы

Булычева А.В. Concerto, concentus, концерт: партесный концерт в контексте барочной терминологии(публикация: «Ученые записки РАМ имени Гнесиных», 2020. № 1)

Валькова В.Б.«микротематизм»: Метаморфозы и научные ресурсы музыковедческого понятия

Векслер Ю.С. Об истории термина «атональность» в первой трети ХХ века (публикация: «Ученые записки РАМ имени Гнесиных», 2019. № 4)

Говар Н.А. Синтез слова и музыки в фортепианных сюитах Н. Черепнина и В. Щербачева (публикация: «Ученые записки РАМ имени Гнесиных», 2019. № 4)

Кром А.Е. Кроссоверы: сущность понятия и опыт его применения в изучении американского минимализма (публикация: «Ученые записки РАМ имени Гнесиных», 2019. № 3 (30)).

Мачавариани Г. Дерек Бейли и концепция свободной импровизации в современной музыке (публикация: «Ученые записки РАМ имени Гнесиных», 2020. № 1)

Самсонов М.Ю. Время как универсальная категория музыкального искусства

Международная научная конференции «Музыковедческий форум-2018» — продолжение и развитие совместного проекта Российской академии музыки имени Гнесиных и Государственного института искусствознания.

«Музыковедческий форум-2018» проводится в пятый раз и сохраняет важную особенность предыдущих форумов (состоявшихся в 2010, 2012, 2014 и 2016 годах) — соединение нескольких тематических блоков, которым будут соответствовать разные дни работы конференции.

Тематические блоки и проблемные направления Музыковедческого форума 2018:

Понятийная система музыкознания: эволюция и метаморфозы:
— специфические особенности и закономерности эволюции понятийной системы в музыкознании;
— история формирования и научные перспективы конкретных музыкальных понятий и терминов;
— терминологические новации в современном музыкознании;
— различия терминологических традиций и трактовки отдельных понятий в русском и зарубежном музыкознании;
— проблемы «трансплантации» в музыкознание понятий и терминов из других областей знания.

Русская литературная классика в музыкальных отражениях (к 200-летию со дня рождения И. С. Тургенева):
— И.С. Тургенев и музыка;
— русская классическая литература как источник сюжетов и текстов для музыкальных произведений разных жанров, направлений, национальных школ и эпох;
— диалог русской литературы и музыки;
— пересечения творческих биографий русских литераторов и музыкантов.

Регламент докладов — 20 минут. Возможны выступления по скайпу и стендовые доклады. Предполагается электронное издание материалов Форума. К сожалению, выделенные на проведение Форума средства весьма ограниченны. Будем благодарны, если участники смогут найти иные источники финансирования.

Организационный комитет:
Акопян Левон Оганесович – доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник ГИИ, зав. отделом теории музыки ГИИ;
Валькова Вера Борисовна – доктор искусствоведения, профессор РАМ имени Гнесиных, ведущий научный сотрудник ГИИ;
Масловская Татьяна Юрьевна – кандидат искусствоведения, профессор РАМ имени Гнесиных.

Тезисы объемом до 3000 знаков (с указание сведений о себе) просим прислать до 5 сентября 2018 года в электронном виде по адресам: levonh451@yandex.ru (Акопян Левон Оганесович) или veraval@yandex.ru (Валькова Вера Борисовна), tmaslovskaya@list.ru (Масловская Татьяна Юрьевна).

2016

ПРОГРАММА ФОРУМА

МАТЕРИАЛЫ
МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
МУЗЫКОВЕДЧЕСКИЙ ФОРУМ 2016

СОДЕРЖАНИЕ

ПРОБЛЕМЫ НАУЧНОЙ БИОГРАФИИ В МУЗЫКАЛЬНОЙ НАУКЕ

Валькова Вера Борисовна (доктор искусствоведения, профессор РАМ имени Гнесиных, Москва)
Биография музыканта в свете принципов микроистории

Кокорева Людмила Михайловна (доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории)
Э. Сати — Д. Мийо. Неизвестные страницы дружбы

Аникиенко Сергей Викторович (кандидат искусствоведения, преподаватель Краснодарского института культуры)
Историографические проблемы творчества М.Ф. Гнесина

Векслер Юлия Сергеевна (доктор искусствоведения, профессор Нижегородской консерватории)
Возвращаясь к биографии Альбана Берга

Собакина Ольга Валерьевна (доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник ГИИ, Москва)
Биография как миф: между амбициями и политикой. «Анджей Пануфник о себе»

Нилова Вера Ивановна (доктор искусствоведения, профессор Петрозаводской консерватории)
Suomen säveltäjiä (финские композиторы): традиция и время

Красковская Татьяна Викторовна (преподаватель Петрозаводской консерватории)
Биография композитора в фарватере политической стратегии

Крейнина Юлия Вольфовна (кандидат искусствоведения, профессор Еврейского университета, Иерусалим)
«Зафиксировать процесс» (Лигети): К изучению творческой биографии Лигети и Лютославского

ФЕНОМЕН АНТИ-АКАДЕМИЧЕСКОГО БУНТА В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ (К 150-ЛЕТИЮ ЭРИКА САТИ)

Кром Анна Евгеньевна (доктор искусствоведения, профессор Нижегородской консерватории)
Эрик Сати в Америке: от Кейджа к минималистам

Козак Мария Васильевна (студентка Петрозаводской консерватории)
Музыкальный анти-академизм в Декларации А. Монфреда

2014

С 17 по 19 ноября состоится Международная научная конференции «Музыковедческий форум 2014» — продолжение и развитие совместного проекта Российской академии музыки имени Гнесиных и Государственного института искусствознания.

Международная научная конференция под общим названием «Музыковедческий форум» имеет свою достаточно давнюю и сложную историю, которую необходимо рассказать, прежде чем представить читателю материалы прошедшей в 2014 году третьей конференции этого цикла.

Идея «странной» конференции, объединяющей разные, далекие друг от друга темы, родилась в 2010 году в силу случайно сошедшихся обстоятельств. В тот год совпали по срокам три замысла. Во-первых, именно тогда созрело намерение провести совместную научную сессию Гнесинской академии и Института искусствознания (ГИИ) по образцу нескольких фестивалей и конференций, прошедших в 2000-е годы на пересечении разных научных школ – Московской консерватории, Музейного объединения имени М.И.Глинки, Музея П.И.Чайковского в Клину, Петербургской консерватории и других. Во-вторых, той же осенью 2010 года главный научный сотрудник ГИИ доктор искусствоведения М.Е.Левашев предложил посвятить очередные ежегодные Келдышевские чтения «забытому музыкознанию», и одной из главных фигур в них должен был стать музыкант гнесинской школы А.Н.Дроздов. И наконец, в-третьих, необходимо было почтить память ушедшего в 2009 году М.Г.Арановского, одного из авторитетнейших представителей отечественного музыкознания, долгие годы возглавлявшего отдел в ГИИ.

Все это катастрофически совпадало по срокам, и само собой родилось решение эти инициативы слить в одну, состоящую из трех направлений, соединив организационные усилия всех устроителей. Тему для третьего проблемного блока конференции искали вместе преподаватели РАМ имени Гнесиных Т.Ю.Масловская, М.Г.Раку, В.Б.Валькова. Найденная тема стала своеобразной параллелью идеи «забытого музыкознания» Е.М.Левашева и определилась как «неуслышанная музыка». Общими стараниями придумали имя родившемуся «трехглавому детищу»: «Музыковедческий форум 2010».

Организаторам первого Форума пришлось провести предварительный жесткий конкурс заявок – их пришло около 120. Особенным вниманием потенциальных участников пользовался блок «Неуслышанная музыка», который занял два дня конференции (все событие проходило в 4 дня).

«Музыковедческий форум 2010» имел несомненный успех, материалы его были размещены на сайте РАМ имени Гнесиных, резонанс события был весьма громким и долгим. Организаторы неожиданно для себя обнаружили, что вынужденное объединение разных направлений может стать востребованным «брендом».

В ноябре 2012 года успешно прошел второй Музыковедческий форум. Теперь уже устроители акцентировали некое скрытое единство трех предложенных проблемных блоков. В сборнике материалов Форума, опубликованном на сайте РАМ имени Гнесиных, его составители (Л.О.Акопян и В.Б.Валькова) указывали: «По мысли организаторов, каждый форум представляет собой соединение нескольких тематических блоков. Они должны охватывать разные, казалось бы, ничем не связанные проблемные направления, дающие (именно благодаря их контрастному сопоставлению) максимально широкую панораму актуальных музыковедческих исследований. Один из блоков посвящен развитию музыкальной науки, второй мыслится как научное «приношение» выдающимся музыкальным деятелям, а в третьем сосредоточены исследования по музыке, малоизвестной или неизвестной широкому кругу профессионалов».

Эту установку продолжил и развил третий Музыковедческий форум, прошедший 17-19 ноября 2014 года. На этот раз конференция оказалась в необычном и неблагоприятном для нее контексте – октябрь-ноябрь 2014 года был отмечен настоящим «конференционным марафоном». В одной только Гнесинской академии конференции шли одна за другой почти «встык», и конечно главным событием должна была стать – и стала – конференция, посвященная 70-летию нашего вуза. Конкурировать с ней было делом заведомо безнадежным, однако изменить сложившуюся периодичность в проведении Форума (раз в 2 года) устроители не решились.

«Музыковедческий форум 2014» имел, как и все предыдущие, свои особенности: тема первого блока (прошедшего 17 ноября) – «Великобритания – музыкальная держава (2014 год Великобритании в России)» – в определенном смысле продолжала прежнюю рубрику «Неуслышанная музыка». Англия по-прежнему остается для нас некоей музыкальной terra incognita. Эта секция представляла еще и деятельность научно-исследовательского центра при кафедре истории музыки «Музыкальное искусство в системе межкультурных взаимодействий».

Как и следовало ожидать, большинство докладов «британской» секции несло в себе возможность открытия новых или малоизвестных имен и произведений. Среди них были «английский Моцарт» Томас Линли Младший (с впечатляющей демонстрацией музыки в записи собственного исполнения преподавателя Московской консерватории Е.Ю.Антоненко), английская фортепианная музыка раннего романтизма в докладе А.А.Колесникова (Москва).

Наиболее широко были представлены достижения ХХ века. О струнных концертах Ф.Дилиуса, Р.Воан Уильямса, А.Э.Т.Бакса, У.Т.Уолтона и других рассказала аспирантка РАМ им. Гнесиных Е.В.Солоухина (научный руководитель профессор Т.М.Джани-Заде), ведущий научный сотрудник ГИИ О.В.Собакина осветила творчество композиторов Манчестерской группы в контексте музыкальной жизни Великобритании 1950-1960-х годов. Музыка, вдохновленная современной живописью, была показана в докладах профессора РАМ им. Гнесиных Т.В.Цареградской («Бёртуисл и живопись») и профессора Ереванской консерватории С.К.Саркисян (в пьесе М.-Э.Тёрнейджа). Об оригинальных направлениях художественных поисков размышляли аспирантка и преподаватель Петрозаводской консерватории А.Ю.Алексеева (в докладе о «бриколёре» Майкле Наймане) и доцент Московской консерватории Р.А.Насонов, рассказавший о религиозных исканиях Джона Тавенера.

Особое место в проблематике первого дня конференции заняли сообщения профессора Нижегородской консерватории В.Н.Сырова («Британский рок как национальный феномен») и доцента Петербургской консерватории Н.А.Брагинской («Английские страницы творчества И.Стравинского 1940-1960-х годов»).

Второй день Форума, посвященный семиотике и герменевтике музыки, открыло остро дискуссионное выступление ведущего сотрудника ГИИ Л.О.Акопяна. Он подверг сомнению результативность семиотических методов, которые в музыкознании часто приводят к самоочевидным и даже тривиальным выводам. Докладчик озадачил аудиторию смелым утверждением, что академическая музыка европейской традиции не должна быть семиотическим объектом, поскольку является родным языком для всех ее слушающих и изучающих («родной язык – не знаковая система»). В качестве продуктивной альтернативы семиотике Л.О.Акопян выдвинул герменевтику – практику толкования того, что сказано на родном языке (но почему-либо не вполне понятно его носителям).

Противовесом первому сообщению оказался насквозь «семиотический» доклад профессора Московской консерватории В.Н.Холоповой, представившей отнюдь не исчерпанные с ее точки зрения возможности семиотики и близких ей областей (герменевтики, теории музыкального содержания) для музыкального анализа, а также свою новую книгу «Феномен музыки».

«Старую» герменевтику отстаивала в своем сообщении профессор Нижегородской консерватории Ю.С.Векслер, возможности интертекстуального анализа демонстрировала профессор РАМ им. Гнесиных И.С.Стогний, неожиданные смысловые резонансы барочной символики нашла в музыке М.П.Мусоргского профессор Киевской консерватории О.Б.Соломонова. Широкий проблемный спектр этого дня включал также аспекты национальной идентичности в истории музыки (доклад кандидата искусствоведения Е.В.Лобанковой), оперный метатекст (его показала на примере творчества Сергея Слонимского профессор Красноярской академии музыки и театра Л.В.Гаврилова), и даже «структурную археологию» Владимира Мартынова (доклад профессора Московской консерватории М.И.Катунян).

Особый интерес аудитории вызвали два доклада наших гостей из Даремского университета (Англия). Патрик Зук представил тонкий музыкально-психологический анализ «пост-травматических модальностей» в Шестой симфонии Н.Я.Мясковского, а его аспирант Джозеф Шульц поставил вопрос о «скандальных» антисоветских подтекстах в Третьей симфонии А.Хачатуряна, осужденной в 1948 году за формализм.

Третий день «Музыковедческого форума 2014» проходил в Государственном институте искусствознания в рамках ежегодных Келдышевских чтений (кураторами этого дня были сотрудники ГИИ: два доктора искусствоведения – Е.М.Левашов и М.П.Рахманова, кандидат искусствоведения Н.И.Тетерина). Два юбилея – П.М.Мусоргского (175-летие) и Н.А.Римского-Корсакова (170-летие) собрали весьма представительную группу докладчиков, затронувших множество актуальных аспектов наследия славных юбиляров. Пожалуй, программа этого дня, включавшего 16 докладов, была самой обширной и многообразной.

Научная интерпретация большого комплекса эстетических, мировоззренческих и драматургических проблем мышления Мусоргского и Римского-Корсакова, новые факты их биографий и психологические характеристики – вот лишь некоторые вопросы, которые волновали отечественных и зарубежных музыковедов в двойной юбилейный год.

В центре внимания оказались проблемы оперной драматургии и истории оперных постановок, им были посвящены доклады Л.А.Серебряковой (Екатеринбург), В.В.Горячих (Санкт-Петербург), М.В.Пащенко (Москва), Е.А.Михайловой (Санкт-Петербург). Биографические изыскания освещались в сообщениях З.М.Гусейновой (Санкт-Петербург), В.И.Скуратовского (Екатеринбург), М.П.Рахмановой (Москва). Истории и особенностям несценических произведений уделили внимание Е.М.Левашев (Москва), С.А.Петухова (Москва), Е.М.Двоскина (Москва) и в совместном исследовании – А.В.Лебедева-Емелина и А.А.Наумов (Москва).

Были представлены и более специфические темы: вопросы историософии в докладе Н.В.Бекетовой «Римский-Корсаков – Мусоргский: гармония и кризис русского исторического бытия» (Ростов-на-Дону), рецепция наследия Мусоргского в советской культуре (сообщение М.Г.Раку «Борьба за аутентичного “Бориса” в советской культуре 1920-30-х годов», Москва), параллели с искусством ХХ века в докладах Н.И.Тетериной («Модест Мусоргский и Михаил Булгаков: неожиданные параллели») и В.А.Александровой («Художественный прием центона у Мусоргского и Свиридова» – текст был зачитан Е.М.Левашевым). В исполнении Е.М.Левашова прозвучал также доклад Альбрехта Гауба из Нью-Йорка на тему: «Академическое издание коллективной “Млады” и его пределы».

По уже сложившейся традиции конференция «Музыковедческий форум 2014» включала также заочную сессию. На этот раз она была более компактной, чем обычно, и состояла из трех следующих докладов:

  • В.И. Нилова (Петрозаводск). Английский след в лютеранских гимнах Финляндии.
  • А.Максимова (Петрозаводск). Лондонские приключения и контакты Владимира Дукельского.
  • Ю.Крейнина (Иерусалим). Малер и Клее: на пути к разгадке природы динамической формы в музыке и изобразительном искусстве.

Доклады заочной сессии были размещены на сайте РАМ им. Гнесиных и предоставлены в распечатке всем присутствовавшим на заседаниях Форума.

Пока трудно с полной уверенностью судить, насколько успешным оказалось третье испытание на прочность такого необычного проекта, как «Музыковедческий форум». Однако надежду внушает уже тот факт, что событие состоялось и не затерялось в условиях жесткой конкуренции подобных инициатив.

Публикуемая в нашем электронном издании подборка текстов охватывает значительную часть того, что было представлено на заседаниях третьего «Музыковедческого форума» (включая ряд стендовых докладов участников «заочной сессии»). Как и при публикации материалов предыдущих Форумов, составители сочли целесообразным сохранить авторские редакции всех статей, не унифицируя их оформление и не вмешиваясь в индивидуальные особенности текстов, со свойственными им порой шероховатостями устного изложения. Такое решение дает возможность ярче представить преимущества профессионального общения на конференции: атмосферу живого слова, дискуссионности, смелых «проблемных прорывов».

Значительная часть материалов «Музыковедческого форума 2014» публикуется в отдельных выпусках журнала «Ученые записки РАМ имени Гнесиных» за 2014 и 2015 годы. Материалы третьей секции Форума – «М.П.Мусоргский и Н.А.Римский-Корсаков в мировой художественной культуре» – опубликованы в электронном журнале Государственного института искусствознания «Искусство музыки: теория и история» (2015, № 13). При размещении на Сайте РАМ им. Гнесиных статей, публикуемых в журналах «Ученые записки РАМ им. Гнесиных» и «Искусство музыки: теория и история», в большинстве случаев сохраняется осуществленное в упомянутых изданиях форматирование и редактирование.

Организаторы Форума выражают глубокую признательность всем, кто помогал в его проведении и публикации материалов: проректору по научной работе профессору Д.К.Кирнарской, дирекции Государственного института искусствознания, ответственному секретарю журнала «Ученые записки РАМ имени Гнесиных» А. С. Ройзен, редактору журнала «Ученые записки РАМ имени Гнесиных» доктору искусствоведения И.С.Стогний, студентам РАМ им. Гнесиных и многим другим, чья помощь была необходимым условием успешного осуществления всех замыслов.

Все возникшие у читателей или авторов пожелания, замечания и размышления можно направлять по адресу: veraval@yandex.ru


«Музыковедческий форум 2014» сохраняет важную особенность двух предыдущих форумов (проводившихся в 2010 и 2012 годах) — соединение трех тематических блоков, которым будут соответствовать разные дни работы конференции.

Как и прежде, один из блоков посвящен развитию музыкальной науки, второй мыслится как научное «приношение» выдающимся музыкальным деятелям, тогда как третий, отчасти следуя традиции блока «Неуслышанная музыка» (включавшего доклады по музыке, малоизвестной или неизвестной широкому кругу профессионалов), теперь предполагается посвятить проблемам музыкальной культуры Великобритании, во многом остающейся для наших соотечественников terra incognita (этот блок Форума пройдет в рамках деятельности научно-исследовательского центра «Музыкальное искусство в системе межкультурных взаимодействий», созданного в 2013 году при кафедре истории музыки РАМ им. Гнесиных.)

Один из дней Форума (как и в 2010 году) будет отдан традиционным «Келдышевским чтениям», ежегодно проводимым Сектором истории музыки ГИИ. В 2014 году «Келдышевские чтения» посвящаются двойному юбилею М.П.Мусоргского и Н.А.Римского-Корсакова.

Программа Международной научной конференции «Музыковедческий форум 2014»


ВЕЛИКОБРИТАНИЯ – МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕРЖАВА

(2014 – год Великобритании в России)

Собакина Ольга Валерьевна (Москва). Творчество композиторов Манчестерской группы в контексте музыкальной жизни Великобритании 1950-1960-х годов

Цареградская Татьяна Владимировна (Москва). Бёртуисл и живопись

Алексеева Александра Юрьевна (Петрозаводск). Бриколёр от музыки: творческий метод Майкла Наймана

Насонов Роман Александрович (Москва). Музыка как «феосис» (О религиозных идеях Джона Тавенера)

Саркисян Светлана Корюновна (Ереван). Оркестровая пьеса «Рассеивающиеся страхи» М.-Э.Тёрнейджа: опыт символизации музыкального материала

Сыров Валерий Николаевич (Нижний Новгород. Британский рок как национальный феномен

Брагинская Наталия Александровна (Санкт-Петербург). Английские страницы творчества И.Стравинского 1940-1960-х годов: сценарные планы и эскизы в Фонде Пауля Захера

Максимова Антонина (Петрозаводск). Лондонские приключения и контакты Владимира Дукельского

Нилова Вера Ивановна (Петрозаводск). Английский след в лютеранских гимнах Финляндии

ГЕРМЕНЕВТИКА И СЕМИОТИКА МУЗЫКИ: ДОСТИЖЕНИЯ И ТРУДНОСТИ

Холопова Валентина Николаевна (Москва). Музыкальная герменевтика, музыкальная семантика, музыкальное содержание: сравнение возможностей

Векслер Юлия Сергеевна (Нижний Новгород). Музыка-послание и музыка-автобиография: об актуальности «старой» музыкальной герменевтики

Соломонова Ольга Борисовна (Киев). Смысловые резонансы барочной символики в музыке М.Мусоргского (на материале оперы «Борис Годунов»)

Гаврилова Людмила Владимировна (Красноярск). Оперное творчество С.Слонимского: к проблеме метатекста

Крейнина Юлия Вольфовна (Иерусалим). Малер и Клее: на пути к разгадке природы динамической формы в музыке и изобразительном искусстве

М.П.МУСОРГСКИЙ И Н.А.РИМСКИЙ-КОРСАКОВ В МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

(К 175-летию Мусорского и 170-летию Римского-Корсакова)

Гауб Альфред (Нью-Йорк). Академическое здание коллективной «Млады» и его пределы. На русском и английском языках

Серебрякова Любовь Алексеевна (Екатеринбург). «Геометрия трагедии» в «Хованщине» Мусоргского

Горячих Владимир Владимирович (Санкт-Петербург). «Царская невеста» Римского-Корсакова и русская опера: драматургический аспект

Михайлова Елена Андреевна (Санкт-Петербург). Из истории изучения и сценической судьбы первой авторской редакции «Бориса Годунова» Мусоргского

Рахманова Марина Павловна (Москва). Два эпизода: Морской корпус и Александро-Невская лавра

Гусейнова Зивар Махмудовна (Санкт-Петербург). Римский-Корсаков в письмах Н.Н. Римской-Корсаковой

Лебедева-Емелина Антонина Викторовна, Наумов Алексей Александрович (Москва). «Ангел вопияше»: проблема авторства

К статье – Ангел вопияше. Детский хор Весна, А. Пономарев (Opus 111):

 

Тетерина Надежда Ивановна (Москва). Модест Мусоргский и Михаил Булгаков: неожиданные параллели

Двоскина Елена Марковна (Москва). Римский-Корсаков за работой

К статье – Я в гроте ждал тебя. М. Ланской, И. Шепс (Brilliant Classics):

Петухова Светлана Анатольевна (Москва) Концертная фантазия Римского-Корсакова на русские темы ор. 33 в отечественной истории жанра и в творчестве композитора

К статье – Фантазия соч. 33, ч. 1. Л. Мордкович, Н. Ярви (Chandos):

Булычева Анна Валентиновна. (Москва). Глюк и Мусоргский, два реформатора: место встречи, указанное Глинкой

Пащенко Михаил Викторович (Москва). «Компаративная опера»: историческая поэтика А.Н. Веселовского в замысле «Сказания о граде Китеже»

ЗАОЧНАЯ СЕССИЯ

В.И. Нилова, доктор искусствоведения, профессор кафедры истории музыки ФГБОУ ВПО «Петрозаводская государственная консерватория»
Английский след в лютеранских гимнах Финляндии

Юлия Крейнина
Малер и Клее: на пути к разгадке природы динамической формы в музыке и изобразительном искусстве

Антонина Максимова, аспирантка, преподаватель Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова
Лондонские приключения и контакты Владимира Дукельского

2012

Составители:

Акопян Л.О. – доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник , зав. сектором теории музыки ГИИ

Валькова В.Б. – доктор искусствоведения, профессор кафедры истории музыки РАМ им.Гнесиных, ведущий научный сотрудник ГИИ

Материалы публикуются на условиях лицензии Сreative Сommons.

ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ

Предлагаемый читателю коллективный научный труд составили статьи, написанные по материалам «Музыковедческого форума 2012» — масштабной международной научной конференции, организованной совместно РАМ имени Гнесиных и Государственным институтом искусствознания (проходившей 19—22 ноября 2012 года).

Первый форум состоялся в 2010 году и вызвал заметный отклик среди коллег-музыкантов. Материалы этого форума были размещены на сайте РАМ им. Гнесиных. «Музыковедческий форум 2012» был продолжением и развитием идей, ставших основой первой подобной конференции.

По мысли организаторов, каждый форум представляет собой соединение нескольких тематических блоков. Они должны охватывать разные, казалось бы, ничем не связанные проблемные направления, дающие (именно благодаря их контрастному сопоставлению) максимально широкую панораму актуальных музыковедческих исследований. Один из блоков посвящен развитию музыкальной науки, второй мыслится как научное «приношение» выдающимся музыкальным деятелям, а в третьем сосредоточены исследования по музыке, малоизвестной или неизвестной широкому кругу профессионалов. «Музыковедческий форум 2012» представил эти направления следующим образом: первый тематический блок — Проблемы и перспективы музыкальной науки; второй — Дебюсси и Скрябин сегодня (к 150-летию Дебюсси и 140-летию Скрябина); третий — Неуслышанная музыка . Эти блоки стали рубриками в предлагаемом сборнике. (Напомним, что первый форум 2010 года состоял из следующих блоков: «Памяти М. Г. Арановского», «Забытое музыковедение» (блок, представлявший одновременно традиционные «Келдышевские чтения» ГИИ) , «Неуслышанная музыка»).

В рамках первого блока обсуждались такие актуальнейшие темы, как статус музыкознания в современной культурной ситуации, поиск новых стратегий и разработка новых концепций в музыкознании, новые подходы к решению старых проблем. Второй блок был посвящен рассмотрению новых аспектов в изучении наследия Дебюсси и Скрябина, выявлению общих черт и художественных истоков творчества обоих композиторов, исследованию малоизвестных биографических документов, анализу влияния идей Дебюсси и Скрябина на музыку XX—XXI веков. Наконец, в третьем блоке речь шла о незаслуженно забытых или недооцененных явлениях музыкальной культуры (отдельных опусах, театральных постановках, концертных интерпретациях), о композиторах, по тем или иным причинам причисляемых (не всегда справедливо) ко «второму ряду», о «неуслышанных» аспектах знакомой музыки.

Публикуемая в нашем электронном издании подборка текстов охватывает значительную часть того, что было представлено на заседаниях Форума (включая ряд стендовых докладов участников «заочной сессии»). Составители сочли целесообразным сохранить авторские редакции всех статей, не унифицируя их оформление и не вмешиваясь в индивидуальные особенности текстов, со свойственными им порой шероховатостями устного изложения. Такое решение дает возможность ярче представить преимущества профессионального общения на конференции: атмосферу живого слова, дискуссионности, смелых «проблемных прорывов».

Часть материалов «Музыковедческого форума 2012» публикуется в отдельных выпусках журнала «Ученые записки РАМ имени Гнесиных» за 2013 год. Организаторы Форума выражают глубокую признательность всем, кто помогал в его проведении и публикации материалов: в первую очередь проректору по научной работе профессору Т. Ю. Масловской, дирекции Государственного института искусствознания, кандидату искусствоведения М. А. Букринской, ответственному секретарю журнала «Ученые записки РАМ имени Гнесиных» А. С. Ройзен, главному редактору сайта РАМ им. Гнесиных кандидату искуствоведения Ю. В. Артамоновой, главному редактору журнала «Ученые записки РАМ имени Гнесиных» доктору искусствоведения Ю. С. Бочарову, студентам РАМ им. Гнесиных А.Гаврюсевой, В.Мавриной, В. Порошенкову и многим другим, чья помощь была необходимым условием успешного осуществления всех замыслов. Все возникшие у читателей или авторов пожелания, замечания и размышления можно направлять по адресу: muzforum@https://gnesin-academy.ru.


ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ НАУКИ

ДЕБЮССИ И СКРЯБИН СЕГОДНЯ
(К 150-ЛЕТИЮ ДЕБЮССИ И 140-ЛЕТИЮ СКРЯБИНА)

НЕУСЛЫШАННАЯ МУЗЫКА


ЗАОЧНАЯ СЕССИЯ

Крыловская И.И. (Владивосток) 
Известный музыковед – неизвестный композитор?

Конорева Е.В. (Москва) 
Симфонические произведения Клода Дебюсси: взгляд дирижера

Мироненко Я.П.(Краснодар) 
Творчество К.Дебюсси как концепция художественного воплощения мира

Нилова В.И.(Петрозаводск) 
Французские отражения в финском зеркале (Сибелиус и Дебюсси)

Сахибуллина Т.А. (Казань) 
Эпистолярное наследие К.Дебюсси – штрихи к творческому портрету композитора

Твердовская Т.И. (Санкт-Петербург) 
Четыре цветопоэмы для фортепиано (1922) Вяйнё Райтио: отражения идей Дебюсси и Скрябина в поэтике финского модернизма

Толкачёва Е.А. (Петрозаводск) 
Музыкальный соцреализм как неоклассицизм (к проблеме композиторской техники Б.Асафьева)

Черная М.Р.(Санкт-Петербург) 
«Соната сонета» Григория Корчмара: симбиоз музыкального и поэтического жанров

Остапенко А.Г. (Санкт-Петербург) 
Из истории «возрождения Гейрра Твейтта» на рубеже XX и XXI веков

Ковалева Е.А.(Москва) 
«Золотой мир сказок» Генриха Берте

Купец Л.А. (Петрозаводск) 
Дебюсси и Италия: история нелюбви…

Букина Т.В. (Санкт-Петербург) 
Музыковедение в постсоветском гуманитарном пространстве: дилеммы и перспективы

2010

Алексеева Г.В. (Владивосток) Греческие истоки «метатекстов» певческой строки в знаменном распеве (на материале певческой азбуки-согласника БАН 32.16.18)

Амрахова А. (Москва) К проблеме семантического синтаксиса в произведениях современных композиторов

Бенюмов М.И. (Красноярск) Опыт семиотического анализа художественных средств музыки

Бибикова Т.П. (Петрозаводск) Внутренняя форма музыки – структурный эквивалент информации

Бутир Л.М. (Иерусалим) Заново оценивая Иосифа Ахрона

Валькова В.Б. (Москва) Третья симфония Глиэра: богатырский эпос на фоне Серебряного века

Владимирова О.А. (Череповец) Особенности мелодического тематизма в Первой симфонии Глазунова

Власова Н. О. (Москва) Малер ставит Цемлинского: к истории премьеры оперы «Давным-давно»

Воробьев И.С. (Санкт-Петербург)«Новорелигиозная» миссия тоталитарного искусства на примере кантатно-ораториального творчества советских композиторов 1930-50-х годов

Груцынова А. П. (Москва) «Волшебные грёзы» Юрия Померанцева

Комаров А.В.(Москва) Судьба арии O del mio dolce ardor в XIX веке

Консон Г.Р. (Москва) Учение Б. Яворского об интонации

Королева А.В. (Волгоград) «Концертные танцы» и «Балетные сцены» в контексте эволюции неоклассицистского балетного театра Стравинского

Крейнина Ю. В. (Иерусалим) О границах свободы в интерпретации музыкального текста: замысел композитора и его истолкование слушателем (Adagietto Малера)

Кузнецова М.В. (Москва) Джачинто Шельси и Авет Тертерян: грани одной темы

Куценко Е. (Москва) Исполнительская судьба духовно-музыкальных сочинений Алябьева в XIX веке

Найко Н.М. (Красноярск) Интуиция бессмертия в Четвертой симфонии Шостаковича

Нилова В.И. (Петрозаводск) У истоков финского музыкального модернизма. “Mysterium” Эрнста Пенгу

Окунева Е.Г. (Петрозаводск) Композитор-авангардист Бу Нильсон: забытый «гений из Мальмбергета»

Осадчая О.Ю. (Волгоград) Сакральное пространство в «Реквиеме» Игоря Воробьева

Пылаев М.Е. (Пермь) Об одном из методов анализа Новой музыки (на примере пьесы Берга для кларнета и фортепиано ор. 5 № 1)

Пылаева Л.Д. (Пермь) О понятии «характера» в музыке французского Grand siècle

Ракунова И.Н. (Москва) Поставленное и забытое. «Тарас Бульба» Гоголя в русской опере

Рахманова М.П. (Москва) Грогий — секретарь Прокофьева

Сергеева Т.С.(Москва) Соотношение мифа и факта: на примере исторического материала о музыкантах средневековой Андалусии

Скурко Е.Р. (Уфа) Об интерстилевых взаимодействиях в национальных музыкальных культурах на рубеже XX-XXI веков

Сусидко И.П. (Москва) «Орфей и Эвридика» Глюка глазами И.К. Баха: о малоизвестных постановках в Лондоне (1770) и Неаполе (1771, 1773)

Умнова И.Г. (Кемерово) Интерпретация смысла невербальных сочинений Сергея Слонимского сквозь призму литературно-критического творчества композитора

Холодова М.В. (Красноярск) Сюжеты русской классической литературы в музыкальном театре Геннадия Банщикова: диалог эпох

Шмакова О.В. (Волгоград) Финальность как содержательный феномен в музыке

Шумилина О.А. (Донецк) Об использовании силлабо-тонической поэзии в духовных песнопениях партесного стиля