Михаил Агин: «Учу отличать хорошее пение от плохого»

С 2013 года РАМ имени Гнесиных участвует в федеральном образовательном проекте «Университетские субботы», в рамках которого преподаватели московских вузов проводят мастер-классы, лекции и семинары для школьников, студентов и взрослых. Главная задача педагогов академии, участвующих в проекте, приобщить широкую аудиторию к высокому искусству.

 О том, как проводятся встречи «Университетских суббот» в эпоху ковида и кто сегодня интересуется лекциями о музыке, рассказал один из постоянных участников проекта заведующий кафедрой сольного пения РАМ имени Гнесиных Михаил Агин

Михаил Суренович, вокал ― в первую очередь практическое искусство. Чему может научиться человек, который слушает лекции дистанционно, в интернете? Почему стоит вас слушать?

Раньше «Университетские субботы» проходили очно, но всем известные обстоятельства вынудили изменить этот формат. Главное преимущество дистанционных лекций, пожалуй, в том, что люди в любое удобное время, в удобном месте могут включить и послушать лекцию. И, конечно же, у нас нет ограничений на количество слушателей.

На каждой лекции ― огромная армия людей, которые любят вокальное искусство, но не знают всех его тонкостей. Когда они знакомятся с тем, что и как работает в «инструменте» певца – например, как устроен голосовой аппарат, как функционирует дыхание, резонаторы, то начинают понимать очень важные детали. Наши слушатели становятся грамотными людьми, а это очень важно.

Спросите любого прохожего на улице: «что такое головные резонаторы, что такое грудные?» ― и он посмотрит на тебя… удивленно, скажем так (смеется). А наши слушатели знакомятся с такими понятиями. Да, знакомятся не на практике ― я не прошу их петь, и не показываю сам ― но я демонстрирую примеры. Например, в этом семестре у меня состоялось две лекции: одна была посвящена устройству голосового аппарата, другая ― роли слова в пении. На первой лекции я показывал рисунки: как устроен голосовой аппарат, какие там имеются хрящи, мышцы и так далее. А на второй ― включал записи. Мол, посмотрите: вот здесь – не лучшее исполнение, а вот у этого певца всё как надо: хорошее слово, прекрасная дикция. Так что, на мой взгляд, эти лекции приносят много пользы.

То есть вы даете общую информацию о том, как поют профессионалы, чтобы ваши слушатели могли легче воспринимать академический вокал?

Да, именно академический вокал! За эстрадного певца многое делают микрофон и звукорежиссер. Такой певец может вообще не петь ―  взять микрофон и бегать по сцене, открывая рот. А фонограмму, которая звучит в колонках, могли записать двадцать лет назад. Поэтому на лекциях и на мастер-классах я всегда говорю: верьте только живому голосу. Что вживую услышали ― тому и верьте. Звукозапись может очень сильно изменить голос, хороший звукорежиссер способен даже из ерунды сделать конфетку! Это известно любому музыкально образованному человеку. И потому очень здорово, что при исполнении академической музыки мы слышим живой человеческий голос

Часто бывает, что молодые люди, впервые попав на концерт академической музыки, впервые услышав живьем певца, пребывают в недоумении. По телевизору голос гремит, голос звучит, все так ярко! А в концертном зале – особенно, если человек сидит где-то на галерке, впечатление иное: «Как-то тихо поет человек, я же по телевизору слышал, что все очень громко!» И вот тогда к слушателю приходит понимание: пение ― это непростое дело. Нужно показать определенную силу голоса ―  и не у каждого она большая. А главное, необходимо продемонстрировать мастерство: как певец владеет дыханием, как он произносит вокальное слово, как передает интонацию.

Поэтому ― повторюсь ― все мои встречи с аудиторией носят в первую очередь познавательный характер: они нацелены на то, чтобы научить людей отличать, когда поют хорошо, а когда ― плохо. Большие мастера прошлого уходят, а на их место приходят скороспелки: чего-то нахватался ― и уже певец! Уже звезда! Хотя даже мне, человеку, который старается быть в курсе событий в вокальном искусстве, имя этой «звезды» может быть незнакомо.

И еще один важный момент. Понимаете, вокальное искусство очень сложно тем, что ты должен сам построить свой инструмент. Другим исполнителям мастера создают готовые инструменты: пианисту ― рояль, скрипачу ― скрипку.  А вокалисту ― нет, сам построй. Да еще и научись на нем играть.

Сам себе и мастер, и настройщик, и исполнитель….

Именно! И нужно научиться правильно пользоваться этим инструментом, сохранить его ― другого у тебя не будет.

Кто эти люди, которым вы рассказываете свои лекции? На какую аудиторию они рассчитаны?

Основная аудитория «Университетских суббот» ―  публика младшего возраста, не взрослые люди. Но я не упрощаю лекции, не стараюсь делать их как развлечение для малышей, нет. Поют все, с детства до 90 лет, поэтому я ориентируюсь на среднестатистический возраст. Пусть и дети, и взрослые думают, пусть стараются понять эти термины, разбираются. А если им непонятно какое-то слово ― они всегда могут включить интернет и узнать, что такое певческая опора, головные резонаторы, певческая форманта…

Имеется ли у вас обратная связь с аудиторией? Или же то, что вы говорите ― послания в один конец?

Обратная связь есть. Есть количество просмотров, комментарии. Например, по поводу предыдущей лекции мне писали, даже звонили и говорили, что очень хорошая лекция, всем понравилось. Находятся активные, заинтересованные люди, которые выражают свое мнение ― и это, конечно, очень приятно.

Давно ли вы в проекте?

Практически с самого начала, то есть около семи лет. Организаторы «Суббот» знали, что я читаю лекции по вокальной методике, по основам вокального искусства, и предложили представить их широкой публике.

Считаю, что «Университетские субботы» ― очень нужный проект. То, что делает Саша Гатауллин, а «Субботы» в Гнесинке его детище, ― большое дело. (Александр Гатауллин ― начальник отдела РАМ им. Гнесиных по работе с целевыми программами. ― Прим. ред.) Образовывать народ, образовывать публику ― это очень важно. Потому что не каждый может поступить в музыкальное учебное заведение, не каждый сможет узнать даже основы, азы разных специальностей.

Может, не каждому и стоит поступать?

Конечно! Может, кто-то хочет учиться для себя! Знаете, еще до революции ― это исторический факт ― многие учились музыке просто для себя. Эти люди не хотели выступать на сценах оперных театров или концертных залов. Просто занятия музыкой доставляли им удовольствие.

Такие люди есть и сейчас. Люди, которые хотят петь для себя или в гостях у знакомых. Которые просто хотят быть грамотными. Не профанами. Как раз им «Университетские субботы» и нужны.

Текст: Сергей Августовский,
студент кафедры музыкальной журналистики