Михаил Шиков: «Каждый музыкант, прежде всего, – изобретатель»
В мае в Российской академии музыки имени Гнесиных провел мастер-класс фаготист, доцент Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского Михаил Вячеславович Шиков. В рамках проекта «Территория фагота» гость поделился своим опытом игры на одном из самых сложных музыкальных инструментов с гнесинцами, а преподаватель Академии и организатор встречи Андрей Рудометкин – со студентами из Екатеринбурга.
Михаил Шиков – выпускник Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (класс заслуженного артиста России, профессора К. Б. Соколова), также учился в Нижегородской государственной консерватории имени М. И. Глинки. Работал в оркестрах Чувашского государственного театра оперы и балета, Нижегородской государственной академической филармонии имени Мстислава Ростроповича, Театра оперы и балета Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга. Возглавлял группу фаготов в оркестре Государственного камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера». В настоящее время – солист группы фаготов Уральского государственного академического филармонического оркестра. Музыкант выступал в коллективах под управлением таких выдающихся дирижеров, как Геннадий Рождественский, Владимир Федосеев, Кшиштоф Пендерецкий, Владислав Чернушенко, Юрий Темирканов, Дмитрий Китаенко, Валерий Гергиев, Александр Сладковский. Михаил – создатель и участник квинтета деревянных духовых инструментов «Astrum» и квартета фаготов «Maple».
Своими впечатлениями о встрече с гнесинцами, проблемах в преподавании и будущем исполнительства на фаготе Михаил Вячеславович поделился в интервью с корреспондентом Пресс-центра Академии.
– Расскажите, пожалуйста, о Ваших впечатлениях от только что прошедшего мастер-класса.
– Мастер-класс – это всегда интересный опыт, который дарит новые неожиданные эмоции. Мои впечатления положительные. Ребята все разные. Я считаю, очень важно иметь возможность встретиться с мастерами и перенять их профессиональный опыт.
– Что самое важное для Вас, когда Вы проводите мастер-классы?
– Для меня главное, чтобы меня услышали, поняли и был результат. В педагогике существует следующая проблема: ты занимаешься со студентом, на каждом уроке передаешь ему свои знания, а в какой-то момент замечаешь, что тебя то ли не слышат, то ли не понимают. На мастер-классе ребята узнают примерно то же самое, что и на занятиях со своим педагогом, но они гораздо острее воспринимают информацию. Это иная психологическая ситуация – другой человек и тембр его голоса, немного отличные от привычных слова, новое помещение. Результат получается грандиозный. Хотелось бы, конечно, чтобы эффект был прямо на сцене, но иногда мы разбираем очень сложные вопросы, которые требуют проработки, домашних занятий и времени.
– Как Вам удается найти подход к каждому ученику на мастер-классе, учитывая то, что Вы видите их впервые?
– Улыбка, позитив, доброжелательность, юмор, обмен мнениями. Я и занятия стараюсь проводить так, чтобы не превращать их в рутину, и чтобы студент не думал каждый раз перед уроком: «Ой, опять у меня специальность». Но существует одна опасность: этот формат вреден, когда необходимо просто дать полезную информацию, чтобы человек ее усвоил. Но сегодня такой ситуации не было.
– А в преподавании для Вас что важнее: работа над пальцевой техникой, звуком или музыкальностью?
– Любой слушатель из зрительного зала всегда четко определяет, хороший музыкант или плохой, его интересно слушать или нет. Я считаю, что универсальный артист, хороший и ценный исполнитель объединяет в своем мастерстве все перечисленные Вами качества. Если у кого-то из моих учеников прекрасный от природы звук, но нет виртуозной техники или же наоборот, мы работаем над проседающими навыками. Цель нашей преподавательской работы как раз и заключается в том, чтобы помогать молодым музыкантам стать гармоничными исполнителями. Я надеюсь, все педагоги этого желают.
– Как Вы считаете, важно пройти школу одного учителя с детства до профессионального становления или учиться у разных музыкантов?
– Каждый случай индивидуальный. Кто-то может почерпнуть у своего педагога все, что нужно. Я знаю случаи, когда от музыкальной школы до ассистентуры-стажировки занимаются у одного преподавателя с прекрасным результатом. А кто-то быстрее развивается, собирая информацию у разных музыкантов и посещая мастер-классы.
Мне удобнее находить ответы на вопросы, общаясь с разными людьми. Это, кстати говоря, необязательно должны быть яркие профессионалы. Бывает, помощь приходит от ученика, который вдруг нашел ответ на какой-то важный вопрос. Я на мастер-классе в Академии говорил ребятам, что каждый музыкант, прежде всего, – изобретатель: он ищет свое решение проблемы. Если кто-то нашел что-то быстрее и лучше, я тоже могу это использовать.
– Вы учились в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге, сейчас работаете в Екатеринбурге, а также приехали в Москву с мастер-классом. Есть ли различия между школами игры на фаготе в разных городах России?
– Конечно, разница есть. Но стоит отметить, что она существует скорее не по городам, а по педагогам, которые там работают, – каждый преподаватель рано или поздно создает свою школу. Она включает в себя и его знания, полученные им во времена студенчества, и его профессиональный опыт, наработанный за время карьерного роста, и личный постоянный поиск чего-то нового. Если бы у него не было достижений, мог бы он быть педагогом, учителем? Я сомневаюсь.
– Ваш педагог – один из выдающихся советских фаготистов Кирилл Борисович Соколов. Скажите, чему самому главному он Вас научил? Используете ли Вы какие-либо его методики на занятиях со своими учениками?
– Я считаю, что любой настоящий преподаватель не только учит играть на том или ином инструменте или красиво петь, но и разбирает со своими учениками жизненные вопросы, вопросы человеческого общения. Нельзя просто играть на инструменте. Все переплетается.
Я помню наши уроки: они всегда были насыщенными и гармоничными. Мы получали ответы на все свои вопросы, даже если нам казалось, что их нет. Я не могу назвать его преподавателем, педагогом. Он – мой учитель. Мы и сейчас часто созваниваемся. С Кириллом Борисовичем можно обсуждать любые темы. Это всегда будет общением учителя и ученика обо всем: о музыке и о жизни, – что для меня очень ценно.
– Многие сейчас говорят о проблемах в исполнительстве на фаготе в современной России из-за острой нехватки фаготистов. Согласны ли Вы? Как Вы считаете, что нужно сделать, чтобы это поменять?
– Проблема обширная: недостаточно сказать, что просто мало желающих учиться играть на фаготе. Во-первых, даже если есть рабочие места, то во многих оркестрах, особенно региональных, мизерная зарплата. Существует лишь несколько коллективов в стране с достойной оплатой труда, где фаготисты хотят работать. Во-вторых, хватает ли квалификации у музыкантов работать в таких оркестрах? В Москве и Санкт-Петербурге выстроена полноценная трехступенчатая система обучения: музыкальная школа, училище, вуз. Но чуть дальше, в регионах, существуют большие проблемы. Конечно, есть школы-десятилетки, где дети начинают заниматься на фаготе с ранних лет. Но обычные музыкальные школы обделены классами фаготов – их там просто не существует. Также стоит острый вопрос с покупкой инструментов. Я уверен, что школы не могут позволить себе приобрести фагот – один из самых дорогих инструментов среди духовых. Грандиозный проект «Территория фагота», который организует Российская академия музыки имени Гнесиных, как раз в том числе позволит увеличить число ярких фаготистов с помощью мастер-классов и обмена знаниями. Я надеюсь, что благодаря этому зарождающемуся движению мы добьемся отличных результатов: выстроим систему, сможем привлекать и обучать детей, появятся музыкальные инструменты.
– Помимо вашей педагогической карьеры, Вы также активно концертируете с оркестрами. Скажите, какие качества и навыки нужны фаготисту для работы в оркестре и что требуют дирижеры от артистов?
– Выдающихся дирижеров видно сразу, когда они приходят в оркестр. Для музыканта главное понимать четкую задачу, которую перед ним ставят. Обычно требуют играть ритмично, стройно, предсказуемо, логически выстроено. В соло – эмоциональнее. Собственно, это то, чем мы занимаемся на уроках со студентами. На занятиях по специальности не только учитель должен быть заинтересован в результате, но и ученик – забрать знания у своего наставника. Если это так, то молодой музыкант займет свое место в оркестре.
– Что бы Вы пожелали молодым исполнителям на фаготе, которые только встали на профессиональный путь?
– Я бы пожелал им ищущих учителей. А также быть здоровыми, что в наше время актуально, трудоспособными, выносливыми в профессии. Умение концентрироваться во время занятий в течение долгого времени – очень нужный навык. И тогда все получится!