Музыкальный поединок молодых дирижеров: этапы, впечатления, результаты

С 5 по 8 апреля в Российской академии музыки имени Гнесиных прошел Первый Всероссийский конкурс дирижеров. Конкурс проводился среди студентов музыкальных средних и высших учебных заведений в двух номинациях: «Дирижеры оркестров народных инструментов» и «Дирижеры оркестров духовых инструментов». В жюри конкурса – авторитетные музыканты: Владимир Лебусов, Виктор Бобков, Вячеслав Чистяков, Сергей Дурыгин, Владимир Шкуровский, Руслан Канеев и другие.

В этом году благодаря заведующему кафедрой оркестрового дирижирования Владимиру Лебусову конкурс обрел статус Всероссийского. Видеозаписи на отборочный тур прислали 65 музыкантов из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Новосибирска, Краснодара, Нижнего Новгорода, Воронежа и других городов России.

Конкурс состоял из трех этапов: отборочный, первый и второй туры. Отборочный тур – это прослушивание видеозаписей, размещенных на платформе YouTube в открытом доступе или других сервисах. Каждый участник имел право свободного выбора произведения в сопровождении оркестра, либо двух фортепиано. Регламент программы не должен был превышать пятнадцати минут. «По результатам отборочного тура мы выделили 30 музыкантов (15 духовиков и 15 народников), которые были допущены к конкурсным прослушиваниям в очном формате», – говорит Владимир Лебусов.

5 и 6 апреля в стенах Академии состоялся первый тур Конкурса. Участники дирижировали двумя произведениями под два рояля: сочинением для симфонического оркестра крупной формы и оригинальной композицией, написанной для народного/духового оркестра. «Первый тур был недоступен для зрителей и слушателей. Мы ещё не знали своих конкурентов в лицо, но это только подогревало интерес», – говорит Анастасия Борисова, лауреат I степени в номинации «Дирижер оркестра духовых инструментов». Музыканты демонстрировали понимание композиторского замысла, чувство формы, стиля и эпохи произведений. Особое внимание уделялось артистизму молодых дирижеров.

7 и 8 апреля стали решающими: на втором туре, самом сложном и волнительном, дирижеры работали над произведением средней сложности с оркестрами Академии в течение двадцати минут (участникам также было предоставлено право выбора репертуара). Члены жюри оценивали каждый шаг молодых музыкантов: приветствие, мимику, жесты, умение держаться на сцене и справляться с порывами волнения.

«Впечатления остались самые яркие и воодушевляющие, – рассказывает Анастасия Борисова. – Услышать замечания, пожелания и комментарии от высокопрофессиональных музыкантов – колоссальный опыт. Благодаря ему ты формируешь в себе такие необходимые для дирижера качества, как наличие широкого кругозора, лидерского начала, волевого характера и знаний основ психологии общения и взаимодействия людей».

Александра Мелдо, лауреат II степени в номинации «Дирижер оркестра духовых инструментов», отмечает: «Для меня преодолеть чувство страха и сохранить ощущение вдохновения было основной задачей, с которой я успешно справилась на обоих турах. Возможность дирижировать большим составом зажигает, ведь это – возможность воплотить миллион концепций и идей! Вместе с тем осознаешь огромную ответственность за результат, ведь музыканты доверяют тебе самое ценное, что у них есть – музыку, внимание и время».

Критерии оценки конкурсантов включали, в частности, владение мануальной техникой, наличие музыкального интеллекта, работу памяти, способность налаживать контакт с оркестром за считанные секунды. Еще один немаловажный показатель, по словам Владимира Лебусова, умение выходить за рамки дозволенного, отклоняться от нотного текста, при этом сохраняя его единство. «Все должно идти от сердца, а не от головы. Всегда видно и слышно, если это “моторная” работа», – говорит Лебусов.

Максим Увин, лауреат III степени в номинации «Дирижер оркестра народных инструментов» отмечает, что самое сложное – собрать все свои эмоции и желания в единое целое и успеть за определенный хронометраж найти контакт с коллективом и продуктивно проработать музыкальные эпизоды. «Любое выступление – это борьба с собственной совестью, уверенность в правильном выборе программы, умение чувствовать задумку автора и ее интерпретация по своим ощущениям. Дирижер должен быть режиссером: выстроить форму, задать темп, ритм и настроение на всю концертную программу», – уверен Максим.

Наталия Носкова, студентка I курса факультета народных инструментов рассказала о конкурсе с точки зрения оркестранта. «Народным оркестром Академии “Душа России” дирижировали восемь разных человек. У некоторых из нас впервые был опыт подобного рода. Дирижер всегда создает впечатление о себе в первые секунды пребывания на сцене. Мы, артисты оркестра, сразу же определили для себя, с кем из дирижеров нам точно хотелось бы взаимодействовать, а с кем нет», – делится впечатлениями Наталия.

Благодаря ответственному секретарю конкурса Руслану Канееву участники не испытывали проблем в организационных вопросах. «Он всегда был на связи с музыкантами, вовремя осведомлял конкурсантов о каких-либо изменениях и всегда был готов оказать соответствующую помощь», – говорит Анастасия Борисова.

«Любое музыкальное состязание – событие не без непредвиденных обстоятельств, которые так или иначе влияют на результат даже при безупречной подготовке программы. Некоторым участникам неверно выбранный репертуар не позволил раскрыть все их таланты и способности и дойти до финала. Однако в целом Конкурс показал весьма высокий уровень дирижеров, артистов оркестра и концертмейстеров», – подводит итог музыкального состязания Виктор Бобков, председатель жюри и директор Калининградской областной филармонии имени Евгения Светланова.

Победители конкурса:

Номинация «Дирижеры оркестров духовых инструментов» (категория «студенты высших профессиональных учебных заведений»):

Лауреат I степени:

Анастасия Борисова (Москва, РАМ имени Гнесиных)

Лауреат II степени:

Александра Мелдо (Москва, РАМ имени Гнесиных)

Игорь Клюнников (Москва, ВИВД ВУМО РФ)

Лауреат III степени:

Ольга Власова (Москва, МГК имени Чайковского)

Номинация «Дирижеры оркестров духовых инструментов» (категория «студенты средних профессиональных учебных заведений»):

Лауреат I степени:

Николай Ребиков (Москва, МВМУ имени Халилова)

Лауреат II степени:

Вячеслав Вахрушев (Нижний Новгород, ННМУ имени Балакирева)

Лауреат III степени:

Алина Кобозева (Пушкино, МОМК имени Прокофьева)

Номинация «Дирижеры оркестров народных инструментов» (категория «студенты высших профессиональных учебных заведений»):

Лауреат I степени:

Максим Фомин (Москва, МГИМ имени Шнитке)

Лауреат II степени:

Лилия Винчук (Москва, РАМ имени Гнесиных)

Алмаз Зарипов (Казань, КГК имени Жиганова)

Лауреат III степени:

Евгений Козлов (Москва, РАМ имени Гнесиных)

Максим Увин (Москва, РАМ имени Гнесиных)

Номинация «Дирижеры оркестров народных инструментов» (категория «студенты средних профессиональных учебных заведений»):

Лауреат I степени:

Андрей Березин (Новосибирск, НМК имени Мурова)

Лауреат II степени:

Стефания Коктыш (Минск, МГМК имени Глинки)

Лауреат III степени:

Илья Юркин (Асбест, АКИ)

Текст: Владлена Почкаева,
студентка 2 курса кафедры музыкальной журналистики