Руководитель: |
Шеховцова Ирина Павловна |
Телефон: |
8 (495) 690-45-05 |
Электронная почта: |
|
Ведущий научный сотрудник: |
Потемкина Нора Александровна |
Местонахождение: |
ул.Поварская, дом 30-36 стр.3, 1 этаж, каб. 104 |
НАУЧНО-АРХЕОГРАФИЧЕСКИЙ СОВЕТ в стенах Российской академии музыки имени Гнесиных ведет свою активную деятельность почти 30 лет. Он возник на базе Секции медиевистики, входившей в состав Проблемной научно-исследовательской лаборатории по изучению традиционных культур, открытой в 1993 г. и реорганизованной в 2012 г. в Научно-археографический сектор при кафедре истории музыки (в 2013 г. переименован в Научно-археографический совет). Сейчас Совет существует как научно-общественная организация, объединяющая исследователей, представляющих не только Академию, но и другие учреждения, с которыми она многие годы сотрудничает.
СОТРУДНИКИ НАУЧНО-АРХЕОГРАФИЧЕСКОГО СОВЕТА:
Шеховцова Ирина Павловна (руководитель Совета) – кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки РАМ им. Гнесиных, доцент кафедры истории и теории музыки Факультета церковного пения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета
Потемкина Нора Александровна – кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник, ведущий специалист Мемориального Музея-квартиры Ел. Ф. Гнесиной, преподаватель факультета церковного пения Православного гуманитарного института «Со-действие»
Садикова Екатерина Николаевна – кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры хорового дирижирования Факультета церковного пения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета
Шевцова Ольга Борисовна – кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории и теории музыки Факультета церковного пения, преподаватель Хорового училища Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета
Павлова Светлана Анатольевна – кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки РАМ имени Гнесиных
Гусева Анна Николаевна – доктор искусствоведения, руководитель научно-экспериментального отдела, член Ученого совета Московского Колокольного Центра
ПОЧЕТНЫЕ ЧЛЕНЫ НАУЧНО-АРХЕОГРАФИЧЕСКОГО СОВЕТА:
Заболотная Наталия Викторовна – руководитель Секции медиевистики ПНИЛ/Научно-археографического совета (1993-2016), доктор искусствоведения, профессор (Россия/Германия)
Артамонова Юлия Владимировна – сотрудник Секции медиевистики ПНИЛ (1993-2012), член Совета международного Общества Православной Церковной Музыки (The International Society for Orthodox Church Music (ISOCM)), кандидат искусствоведения (Россия/ Сербия)
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ НАУЧНО-АРХЕОГРАФИЧЕСКОГО СОВЕТА:
- осуществление разнообразных музыкально-археографических исследований;
- изучение современной практики в области православной церковно-певческой традиции и колокольного звона;
- проведение полевых кампанологических исследований в различных регионах России;
- каталогизация певческих рукописей и паспортизация колоколов;
- многоаспектное сотрудничество с российскими и зарубежными исследователями, учреждениями, сообществами, в том числе участие и организация совместных научных и научно-творческих мероприятий (конгрессов, симпозиумов, фестивалей, конференций, семинаров, мастер-классов и пр.);
- осуществление научного рецензирования и оппонирования научно-исследовательских и методических работ, консультирование по вопросам церковно-певческого искусства и кампанологии;
- разработка учебно-методических материалов по специальным курсам, а также работа по повышению квалификации специалистов разного уровня;
- ведение разнообразной просветительской деятельности, в том числе через СМИ, в форме публичных лекций, радиопередач, концертов, выставок и др.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ НАУЧНО-АРХЕОГРАФИЧЕСКОГО СОВЕТА:
- Музыкальная культура Православного мира: традиции, теория, практика: Материалы междунар. науч. конф. 1991–1994 гг. М.: РАМ им. Гнесиных, 1994.
- Звуковое пространство православной культуры: Сб. трудов РАМ им. Гнесиных. Вып. 173. М., 2008.
- Традиционные музыкальные культуры на рубеже столетий: проблемы, методы, перспективы исследования: Материалы междунар. науч. конф. 29.10-01.11.2008 г. (к 50-летию ПНИЛ РАМ им. Гнесиных). М.: РАМ им. Гнесиных, 2008.
- Музыкальная археография – 2013: Материалы междунар. науч.-практ. конф. 14.05.2013. М.: РАМ им. Гнесиных, 2013.
- Православный звон: прошлое, настоящее, будущее: Сб. трудов междунар. науч.-практ. конф. М.: Колокольный центр, 2013.
- Музыкальная археография – 2015: Материалы науч.-практ. конф.«Звучащий мир Древней Руси» 19-21.11 2014 г. М.: РАМ им. Гнесиных, 2017.
Положение о научно-археографическом секторе/совете
Из истории Научно-археографического совета
Создание специальной Секции медиевистики (позднее реорганизованной в Научно-археографический совет) в стенах ГМПИ (РАМ) им. Гнесиных, явилось откликом на возрождение интереса к богатой 1000-летней истории отечественной духовно-музыкальной культуры, к теории и практике церковно-певческого искусства Восточно-Христианского мира. Этому предшествовала начатая еще в конце 1980-х деятельность группы единомышленников, молодых ученых-сотрудников – С.П. Кравченко, Е.Е. Шавохиной/Полоцкой, Н.В. Заболотной, – заинтересованных в распространении знаний о величайшем музыкальном наследии Древней Руси, поэтому их усилия были сосредоточены главным образом на изучении средневековых нотированных памятников с целью их дешифровки, издания и исполнения. Тогда же установились творческие контакты с Издательским отделом Московского Патриархата – благодаря поддержке митрополита Питирима (Нечаева) и Анатолия Иннокентьевича Шатова (позднее возглавившего Общество древнерусской музыкальной культуры); также были налажены важнейшие научные связи с зарубежными исследователями – М. Велимировичем и Н. Шидловским (США), Б. Карастояновым (Болгария), Н. Ульф-Мёллер (Дания) и др. Наиболее значимые результаты тех лет получили отражение в материалах международных конференций 1991–1994 годов, опубликованных в сборнике «Музыкальная культура Православного мира: традиции, теория, практика» (М.: РАМ им. Гнесиных, 1994).
После открытия в 1993 г. Секции медиевистики, которую возглавила ее идейный вдохновитель, основатель и многолетний руководитель доктор искусствоведения, профессор Н.В. Заболотная, основные направления деятельности несколько изменились. Вместе с начинающими тогда исследователями Ю.В. Артамоновой и Н.А. Шуровской/Потемкиной решались, прежде всего, следующие задачи: выявление музыкальных источников и их научная каталогизация, подготовка диссертационных работ и научных публикаций, разработка специальных разделов курса «Истории русской музыки» и спецкурса-практикума «Музыкальная палеография», составление учебных пособий. При поддержке гранта РГНФ и техническом содействии В.Д. Вероцкого были разработаны уникальные программы по электронной каталогизации нотированных рукописных памятников Древней Руси XII–XIV вв. Полученные результаты неоднократно представлялись на крупнейших научных форумах, были отражены в статьях, монографиях и успешно защищенных диссертационных исследованиях: кандидатской диссертации Ю.В. Артамоновой «Песнопения-модели в древнерусском певческом искусстве XI–XVIII веков» (1998) и докторской диссертации Н.В. Заболотной «Древнерусская церковно-певческая книжность XI–XIV веков в историко-функциональном аспекте» (2002).
Со временем добавилась еще одна важная область изучения православной музыкальной культуры – колокольное искусство. Это направление возглавила А.Н. Горкина/Гусева, защитившая в 2003 г. кандидатскую диссертацию «Музыкальная организация колокольных звонов», а в 2011 г. докторскую диссертацию «Русский колокол как музыкальный феномен» и ставшая одной из основательниц Московского Колокольного Центра (ныне – руководит научно-экспериментальным отделом этого Центра).
С 2012 года секция медиевистики стала существовать автономно от ПНИЛ, получив новое наименование – Научно-археографический совет. Значительно расширился не только состав сотрудников, но и сфера их научной, творческой и общественной деятельности. Она стала охватывать практически все направления развития современной музыкальной науки о церковном пении и кампанологии, медиевистики, археографии, палеографии, кодикологии, изучения чрезвычайно разнообразной литургической и концертной практики. Больший акцент ставится на организацию разнообразных научных и творческих форумов и мероприятий, широчайшее просветительство и образование. С 2016 г. НАС возглавляет канд. искусствоведения, доцент кафедры истории музыки И.П. Шеховцова.
За время работы Секции/Совета под руководством его сотрудников были подготовлены и защищены несколько десятков дипломных и магистерских работ, а также почти два десятка диссертаций, среди которых: докт. диссертации «Церковно-певческая культура саратовских старообрядцев в историческом аспекте» Полозовой И.В. (2010), «Русское партесное многоголосие конца XVII–первой половины XVIII века: источниковедение, история, теория» Плотниковой Н.Ю. (докт., 2013), канд. диссертации «Традиции греческой риторики в византийском гимнографическом искусстве (на материале певческих рукописей XI-XV вв.)» И.П. Шеховцовой (1997), «Проблемы изучения полного круга песнопений современного церковного обихода (на примере московской традиции)» Н.А. Потемкиной (1999), «Типология рукописной церковно-певческой книжности XVII-XIX веков» А.Г. Хачаянц (2001), «Калофоническая стихира: поэтика жанра» В.В. Садоковой (2006), «Музыкальная текстология и реконструкция древнерусского чина «Пещное действо» П.В. Терентьевой (2008), «Наука о церковном пении в трудах кн. В.Ф. Одоевского» О.Б. Шевцовой О.Б. (2012), «Духовно-музыкальные сочинения А.А. Алябьева: опыт текстологического исследования» Е.Д. Куценко (2013), «Киевский распев в отечественной рукописной традиции второй половины XVII – XVIII веков» А.В. Кузькиной (2015), «Богослужебно-певческое искусство русского зарубежья (Германия 1940–60-х годов)» Е.Н. Садиковой (2018) и др.
Члены Совета – участники продолжающихся крупных научных проектов. Они являются соавторами вышедших из печати и готовящихся томов серии «Русская духовная музыка в материалах и документах» (т. 7, 8, 9, 10). Сотрудники Совета последовательно разрабатывают научные описания певческих рукописей из московских архивохранилищ в рамках совместного проекта с учеными-археографами Петербурга (ИРЛИ РАН, СПбГК им. Н.А. Римского-Корсакова и РНБ), целью которого является составление Предварительного списка певческих рукописей отечественных фондов. Многолетние и многообразные научные и творческие контакты связывают НАС с Факультетом церковного пения ПСТГУ, с известнейшими хоровыми коллективами и их руководителями.
Сотрудниками Совета были опубликованы десятки статей, ряд монографий, сборников научных статей, учебных пособий, на протяжении многих лет осуществляется научное руководство, консультирование, оппонирование и рецензирование научных работ разного уровня, ведутся несколько учебных спецкурсов – «История русской музыки», «История древнерусского певческого искусства», «Музыкальная палеография» – в Российской академии музыки им. Гнесиных, на факультетах церковного пения в Свято-Тихоновском Православном гуманитарном университете и в Православном гуманитарном институте «Со-действие». Н.А. Потемкина и И.П. Шеховцова на протяжении ряда лет читали лекции по церковно-певческому искусству студентам-искусствоведам МГАХИ им. Сурикова. Е.Н. Садикова регулярно выступает с лекциями в просветительском центре Московской духовной академии (Сергиев Посад), участвовала в создании нескольких радиопередач. Большинство сотрудников Совета являются практикующими регентами; И.П. Шеховцова и Е.Н. Садикова имеют награды Русской Православной Церкви. Е.Н. Садикова как художественный руководитель и дирижер женского вокально-хорового ансамбля «Триада» является Лауреатом (1 место) Межрегионального Сергиевского хорового фестиваля (г. Ростов Великий).
Среди организованных и проведенных Советом крупных международных научно-творческих мероприятий можно выделить симпозиум «Традиционные культуры на рубеже столетий (Православная музыкальная культура)» (2008), фестиваль-конференцию «Звучащий мир Древней Руси. Памяти педагогов-гнесинцев А.А. Юрлова и С.З. Трубачева» (2014), интернет-конференцию «Русские судьбы и русская святость в гимнографии, певческой книжности и духовно-музыкальном творчестве» (2017), фестиваль современной отечественной духовной музыки, посвященный 100-летию С.З. Трубачева (2019), конференцию-форум «Русская духовная музыка Синодального периода: неизвестные страницы» (2021), несколько ежегодных научно-практических конференций «Православный звон: прошлое, настоящее и будущее».
Сегодня Научно-археографический совет объединяет уникальных специалистов, представляющих различные области литургического музыкознания: древнерусское церковное пение и книжная культура – докт. иск., профессор Н.В. Заболотная, южнославянская церковно-певческая традиция – канд. иск. Ю.В. Артамонова, византийская и поствизантийская духовно-музыкальная культура – канд. иск. И.П. Шеховцова, современная отечественная церковно-певческая традиция – канд. иск. Н.А. Потемкина, церковное пение в русском зарубежье – канд. иск. Е.Н. Садикова, история науки о церковном пении – канд. иск. О.Б. Шевцова, отечественная аэртология и гимнография – канд. иск. С.А. Павлова, православная традиция колокольного искусства – докт. иск. А.Н. Гусева. Сотрудники являются членами таких известных международных научных объединений как Общество Православной Церковной Музыки (The International Society for Orthodox Church Music (ISOCM); Йоэнсуу, Финляндия) и Общество изучения монодии (Verein zur Erforschung der Monodie; Вена, Австрия), а также постоянными участниками крупнейших международных и российских форумов: ежегодного научно-творческого симпозиума «Бражниковские чтения» (г. Санкт-Петербург), регулярных конференций и фестивалей православной церковной музыки в МГК им. П.И. Чайковского, ежегодной Богословской конференции (секция церковного пения) в ПСТГУ, ежегодных «Рождественских образовательных чтений», периодических конференций Общества изучения монодии (Verein zur Erforschung der Monodie (Wien, Österreich)), Православной церковной музыки ISOCM (The International Conference on Orthodox Church Music (Joensuu, Finland)) и Церковно-певческого съезда ROCM (Russian Orthodox Church Musicians’ Conference; USA, Сanada) и мн. др.