О певцах в опере
В рамках Международной научной конференции «Опера в музыкальном театре: история и современность» состоялось заседание секции «Певцы в опере: к 200-летию со дня рождения Полины Виардо».
Открыл секцию профессор Университета Калгари Николай Жекулин, который подключился онлайн из Канады. Его доклад был посвящен салонной оперетте, в том числе опытам в этом жанре Полины Виардо – до сей поры малоизученным. Отвечая на вопросы после выступления, Николай Глебович поделился своими планами: выпустить книгу, чтобы наиболее полно осветить этот вопрос.
Елена Матвеева, кандидат искусствоведения, доцент Всероссийского государственного института кинематографии имени С. А. Герасимова, представила доклад «Гайдновские певцы». Как известно, Йозеф Гайдн начинал свой музыкальный путь в качестве певца, поэтому отлично знал, как написать партию для каждого вокалиста, учитывая его особенности и уровень профессионализма. Работая в капелле Эстергази, композитор не только сочинял музыку, но прослушивал и набирал вокалистов, проводил репетиции, и это плотное взаимодействие с вокалистами, безусловно, сказывалось на музыкальном языке опер Гайдна.
На конференцию из Петербурга приехала доктор искусствоведения, профессор Российского государственного института сценических искусств Надежда Маркарьян. В ее докладе «Вокальная школа и сценический образ» была поставлена проблема несоответствия певческой школы выпускников музыкальных вузов и требований режиссеров в современных театрах. В своем выступлении Надежда Маркарьян размышляла о том, как часто требуется в современном театре неоперное исполнение оперных партитур и почему все чаще современные оперы ставят в немузыкальных театрах.
Доктор искусствоведения Ольга Жесткова (Казанская консерватория имени Н. Г. Жиганова) представила сообщение «Вокальная реформа Жильбера Дюпре». Докладчик осветила переходные моменты в пении известного певца, его новый подход к исполнению речитатива и влияние Дюпре на становление школы тенорового пения.
Заседание продолжилось сообщением Светланы Решетниковой, кандидата искусствоведения, преподавателя Казанской консерватории им. Н. Г. Жиганова. Докладчик рассказала о вокально-исполнительском стиле Полины Виардо: представила периодизацию творчества знаменитой певицы, проследила изменения, которые претерпевал голос Виардо и, в связи с этим, ее репертуар. Исследователь также отметила актерский талант певицы и ее умение импровизировать, которое выгодно выделяло Виардо среди современников.
О сборнике песен Шуберта под редакцией Полины Виардо рассказал Александр Наумов, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания. В европейском искусстве существовала традиция создания учебных сборников с сочинениями разных авторов, где редакторами нотных текстов выступали известные певцы. Они делали отметки или рекомендации, которые можно было использовать в педагогическом процессе. Благодаря антологии “50 Melodies de Schubert” можно понять, какие шубертовские сочинения исполняла Полина Виардо, а какие – разбирала со своими ученицами, а также выявить важные моменты в исполнительской традиции XIX века: как звучали тексты – в оригинале или в переводе, какие использовали темпы и др.
Секцию завершило выступление Светланы Лащенко, доктора искусствоведения, заведующей сектором истории музыки Государственного института искусствознания. В докладе «Искусство европейских примадонн и загадки русского менталитета (1820-1840-е гг)» исследователь рассказала о том, что в Европе уже в XVIII веке бытовала традиция смехового восприятия оперных певиц. Однако в России вплоть до конца XIX века к примадоннам относились весьма уважительно, почтительно, с восхищением. Говоря о причинах подобного расхождения, докладчик отметила специфику развития русской культуры первой трети XIX века и особенности национальной ментальности. Лишь на рубеже XIX – XX веков русский слушатель стал иначе воспринимать театр: появление карикатур стало достойным ответом европейской традиции.
Текст: Анастасия Петровская
Фото: Дарья Кинякина
студенты кафедры музыкальной журналистики