«Опера в музыкальном театре»: день первый

22 ноября в РАМ имени Гнесиных стартовала Пятая международная научная конференция «Опера в музыкальном театре: история и современность». Она организована кафедрой аналитического музыкознания Российской академии музыки имени Гнесиных совместно с сектором классического искусства Запада Государственного института искусствознания.

На торжественной церемонии открытия форума с приветствиями его участникам выступили президент Российской академии музыки имени Гнесиных Галина Маяровская, ректор Российской академии музыки имени Гнесиных Александр Рыжинский и директор Государственного института искусствознания Наталия Сиповская.

«Стартовав в 2013 году, этот проект давно перерос жанр узкоспециальной научной встречи, обретя формат масштабного представительного исследовательского форума. Здесь выступают более 150 докладчиков из 50 городов 12 стран, но главное — широта проблематики конференции, которая привлекает все больше участников и слушателей: и именитых ученых, и молодых специалистов», —  сказала Наталия Сиповская.

Александр Рыжинский подчеркнул: «Действительно, с каждым годом участников форума становится все больше, а это значит, что темы, которые поднимаются в рамках конференции, актуальны, они помогают составить впечатление о современном музыкальном театре». Также ректор Академии поблагодарил куратора конференции, заведующую кафедрой аналитического музыкознания Ирину Сусидко за организацию мероприятия и отметил: «Еще два года назад мы не знали, что такое гибридный формат конференции, соединяющий в себе онлайн и оффлайн-заседания. Теперь же у нас собственное “‎оперное телевидение”‎».

«Не было бы счастья, да несчастье помогло. Все человечество, и мы в том числе, сделали мощный шаг в освоении цифровых технологий. И теперь мы с удовольствием можем подсоединиться из любой точки мира к нашему заседанию», — отметила Ирина Сусидко.

Форум открылся пленарным заседанием «Опера как синтетический жанр».

Вопросам создания и истории развития оперы были посвящены доклады Романа Насонова, Александра Лободанова, Аллы Коробовой.

Роман Насонов, кандидат искусствоведения, доцент МГК Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, выступил с сообщением «По Кречмару или по Бурдьё? В поисках альтернативного образа всеобщей истории оперы». Он рассказал новых возможных подходах к изучению истории оперного искусства.

Александр Лободанов, доктор филологических наук, профессор, декан факультета искусств Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, представил доклад, посвященный сценографическому творчеству Леонардо да Винчи, обрисовав историческое значение постановочного искусства Леонардо в сфере музыкально-сценической сценографии.

Тему создания и становления оперного жанра продолжила Алла Коробова, доктор искусствоведения, профессор Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского, в своем докладе «Роль пасторального жанра в становлении европейской оперы».

О проблемах и особенностях современного оперного театра  размышлял в докладе «Современный режиссерский театр в противостоянии с реализмом итальянской оперы XIX века» профессор Рышард Данель Голянек (Институт музыкознания, Университет имени Адама Мицкевича, Познань, кафедра теории музыки, Академия музыки имени Гражины и Кейстута Бацевичей). Исследователь проанализировал концепции, которые используют современные режиссеры для преодоления традиционного реализма итальянской оперы XIX века.

Владимир Горячих, кандидат искусствоведения, доцент Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, выступил с докладом «Время в опере: драматургический аспект».

В докладе «Непрерывность и монтаж: музыкальная риторика оперного акта» кандидат искусствоведения, заведующая сектором музыки Российского института истории искусств Анна Порфирьева рассказала о логике, символике и образной константности музыкальной композиции с точки зрения целенаправленного формирования переживания-впечатления. Материалом для анализа стали две очень разные, но завершенные почти одновременно оперы: «Бал-Маскарад» Верди и «Тристана и Изольду» Вагнера.

Тему «Взаимодействие вербального и музыкального компонентов как базис оперного синтеза при создании драматического образа человека» представила Лариса Березовчук, кандидат искусствоведения, заведующая сектором кино и телевидения Российского института истории искусств. Для обсуждения она предложила объяснительную модель оперного синтеза, базисом которой является взаимодействие вербального и музыкального компонентов.

Завершилось пленарное заседание выступлением Александра Рыжинского, доктора искусствоведения, профессора, ректора РАМ имени Гнесиных. Он выступил с докладом «От “Momente” к гепталогии “Licht”: становление ритуалистического музыкального театра Карлхайнца Штокхаузена»

Вечернее заседание было посвящено теме «Музыка в драматическом театре: история и современность». В своих докладах участники секции обращались к творчеству композиторов разных стран и эпох.

В частности, в фокусе внимания Александра Наумова, Ольги Дигонской и Полины Фроловой — сочинения советских композиторов.

Александр Наумов, кандидат искусствоведения, ст. научный сотрудник Государственного института искусствознания, выступил с докладом «Из музыкальной гоголианы 1920-х годов. «Женитьба» Ю. А. Завадского — Н. И. Сизова».

Ольга Дигонская, кандидат искусствоведения, ст. научный сотрудник Российского национального музея музыки, ст. научный сотрудник Архива Д.Д. Шостаковича в сообщении «Песни Шостаковича на слова Долматовского ор. 86: музыка к несостоявшемуся драматическому спектаклю» рассказала о пятой (не вошедшей) пьесе Шостаковича из цикла «Четыре песни на слова Е. Долматовского»

Полина Фролова, аспирант кафедры аналитического музыкознания РАМ имени Гнесиных (научный руководитель — И. П. Сусидко), в докладе «Музыка В. Дешевова для драматического театра: индустриальная тема в спектаклях 1920-х годов» рассмотрела музыку, написанную композитором для трех спектаклей драматического театра: «Рельсы» (пьеса Б. В. Папаригопуло по повести П. де Ампа), «Разлом» (одноименная драма Б. А. Лавренёва) и «Плавятся дни» (одноименная пьеса Н. Ф. Львова). Исследователь пришла  к выводу, что работа над музыкой к этим спектаклям дала композитору возможность экспериментировать, помогла В. Дешевову в поиске средств для воплощения индустриальной тематики.        

Тему «музыка в зарубежном драматическом театре» затронули, в частности, кандидат искусствоведения, ст. научный сотрудник Государственного института искусствознания Ирина Климова (доклад «Музыка в драматическом спектакле на голландской сцене XVII века») и доктор искусствоведения, доцент Татьяна Сергеева (доклад «Турандот» Гоцци в китайском стиле: музыкальный аспект»).

Доклад кандидата искусствоведения, доцента Санкт-Петербургского государственного университета Ольги Манулкиной был посвящен опере на кинематографической «сцене». О том, как «главное из искусств» влияло на представления об оперном искусстве, исследователь рассказала в  сообщении «Итальянская опера в советском и постсоветском кинематографе». Предметом исследования  стал фильм Рустама Хамдамова «Вокальные параллели», а также кинокартины Никиты Михалкова «Обломов», «Неоконченная пьеса для механического пианино».

Вопросам национальных оперных школ была посвящены выступления участников VII секция вечернего заседания.

Антон Вагеро, аспирант кафедры аналитического музыкознания РАМ имени Гнесиных (научный руководитель — Н. В. Пилипенко) рассказал об опере литовского композитора Юргиса Карнавичюса.  

Доклад «Башкирская опера в поисках национальной идентичности» Гульназ Галины, кандидата филологических наук, доцента Уфимского государственного института искусств имени Загира Исмагилова, был посвящен анализу музыкально-выразительным приемов, наделивших классическую жанровую модель оперы чертами национальной специфики монодийной пентатонической культуры.

Тема политики в опере была рассмотрена в сообщениях Каллиопи Стигка, учителя музыки Высшей школы Неон Фалирон (Греция)  «Современная популярная музыкальная трагедия или популярная опера «Песня о мертвом брате» Микиса Теодоракиса: жанр музыкального политического революционного театра?» и Петра Воротынцева, кандидата искусствоведения, доцента Института филологии и истории, который выступил с докладом «Море крови». Северокорейская революционная опера».

Текст: Юлия Цветкова
Фото: Дарья Кинякина
студенты кафедры музыкальной журналистики