Под знаком Стравинского
25 ноября на Международной конференции «Опера в музыкальном театре: история и современность» состоялась сессия исследовательской группы «Стравинский: между Востоком и Западом» Международного музыковедческого общества (IMS – International Musicological Society). Сессия прошла в рамках заседаний секции V – «Стравинский и музыкальный театр» – и открылась приветствиями членов IMS.
«Правила Международного музыковедческого общества предписывают участникам исследовательской группы встречаться минимум раз в два года, – отметила Наталия Брагинская, член IMS, сопредседатель Международной исследовательской группы «Стравинский: между Востоком и Западом» под эгидой IMS, заведующая кафедрой истории музыки Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. – Я рада, что вопреки всем сложностям нашей изменившейся жизни, эта идея стала реальностью, и сегодня мы встречаемся с вами – пусть в смешанном, очно-дистанционном формате».
Дэниэл Чуа, президент IMS, профессор, глава музыкального департамента Университета Гонконга, в своем приветственном письме, в частности, отметил, что не мог оставить эту сессию без внимания не только как член IMS, но и как «музыковед, увлеченный музыкой Стравинского с раннего подросткового возраста». «Театр – это сердце музыки Стравинского, – уверен Дэниэл Чуа. – Его музыка – это машина сценического искусства, формирующая комическое, трагическое и зрелищное. Конференция о Стравинском в музыкальном театре затрагивает самую суть его музыки».
Также с приветствием к участникам и гостям форума обратилась Людмила Ковнацкая, профессор Санкт-Петербургской консерватории, глава Регионального отделения Международного музыковедческого общества (IMS), член-корреспондент Американского музыковедческого общества (AMS). Людмила Ковнацкая напомнила, что первым ярким прорывом современного русского музыкознания в мировое пространство стало участие 44 наших соотечественников в XVII конгрессе IMS 2002 года, проходившем в бельгийском Левене. С той поры прошло почти два десятилетия, и сегодня сессия исследовательской группы «Стравинский: между Востоком и Западом» IMS проходит в РАМ имени Гнесиных.
Торжественную часть завершило выступление сопредседателя Международной исследовательской группы «Стравинский: между Востоком и Западом» Валери Дюфур. Она рассказала про несколько важных изданий, в создание которых внесли вклад члены исследовательской группы (энциклопедия «Стравинский», сборник эссе «Стравинский в контексте»), и поблагодарила участников форума. «Сегодняшняя сессия продолжает длинную череду прекрасных открытий, неоценимых в нашей деятельности, и способствует тому, чтобы искусство стало важным источником знаний», – отметила Валери Дюфур.
Выступления в рамках секции «Стравинский и музыкальный театр» проходили весь день и оказались невероятно увлекательными. Доклады участников были посвящены самым разным вопросам, связанным с Игорем Стравинским, – многие из них затрагивали темы, неизвестные широкой публике. Например, Анастасия Козаченко-Стравинская, научный сотрудник Центра изучения культуры России (CSAR), президент «Фонда семьи И.Ф. Стравинского и его сыновей», посвятила свое выступление Гурию Стравинскому, младшему брату композитора. «Возможно, все было бы иначе в жизни Игоря Стравинского, если бы его брат не ушел из жизни так рано, в 32 года, – отметила Анастасия. – Возможно, композитор рассматривал бы возможность возвращения в Россию, если бы Гурий жил там в 1920-е годы».
О малоизвестных фактах из жизни Стравинского рассказывал и кандидат искусствоведения, преподаватель ССМШ Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Римского-Корсакова Дмитрий Брагинский в докладе «Игры и спорт в музыкальном театре Стравинского». Ни для кого не секрет, что Игорь Федорович обожал игру в покер, и даже написал балет «Игра в карты». «Сейчас, когда покер считается официальным видом спорта, Стравинский был бы самым настоящим спортсменом», – заметил Дмитрий Брагинский. Кроме того, связь со спортом проявлялась и в том, что композитор, по воспоминаниям современников, активно занимался гимнастикой, поддерживая себя в форме. Но широко ли известен тот факт, что во время проведения Олимпийских игр в 1924 году Стравинский был приглашен в качестве судьи состязаний в искусстве?
Особое внимание публики привлекло также сообщение «Стравинский и его сценографы. Американский период», с которым выступила Татьяна Баранова-Монигетти, кандидат искусствоведения, свободный исследователь из Базеля (Швейцария). В ее докладе шла речь о сценографии Джакомо Балла, Фортунато Деперо, сына композитора Федора Стравинского, Сергея Судейкина и других. Работы художников, которые показала Баранова-Монигетти, достойны отдельного упоминания – они привлекали внимание своей красотой и разнообразием стилей.
Интереснейший доклад представил и кандидат искусствоведения, главный редактор журнала «Музыкальная академия» Ярослав Тимофеев. В своем выступлении исследователь рассмотрел транскрипции балета Чайковского «Спящая красавица», сделанные Стравинским. В интересном сплетении транскрипций можно было услышать и то, как композитор подражал Петру Ильичу, и то, как это произведение звучало в стилистике самого Игоря Федоровича. Выступление Ярослава Тимофеева оказалось настолько захватывающим, что время летело незаметно.
Подобное ощущение «незаметности времени» возникало на протяжении выступлений всех докладчиков. С неотрывным вниманием гости конференции слушали доклады «Стравинский и Джезуальдо: двойной портрет на фоне Веберна и других возможных фигур» Светланы Савенко, доктора искусствоведения, профессора кафедры современной музыки Московской консерватории имени Чайковского; «”След” Стравинского в музыкально-театральных исканиях Малипьеро 1910-х годов» Марии Рудко, кандидата искусствоведения, старшего преподавателя Санкт-Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова; «Роль музыкально-театральных жанров в становлении психологизированной звукописи Стравинского» Валерия Гливинского, доктора искусствоведения, независимого исследователя из Нью-Йорка.
Всё описать попросту невозможно. Остались удивительные открытия и невероятные эмоции, которые запомнятся слушателям надолго. Ведь подобные собрания – настоящее счастье.
Текст: Валентина Меркулова
Фото: Дарья Кинякина
студенты кафедры музыкальной журналистики