Праздник духовой музыки в Гнесинке

В РАМ имени Гнесиных прошел Первый фестиваль оркестровых медных духовых и ударных инструментов имени В. Н. Досадина

В начале учебного года Российская академия музыки имени Гнесиных принимала I Фестиваль-смотр выпускников музыкальных училищ – новый и крайне необходимый формат, демонстрирующий состояние среднего звена музыкального образования в России. Теперь в стенах Академии состоялась еще одна значимая премьера – с 5 по 8 октября здесь прошел I Фестиваль оркестровых медных духовых и ударных инструментов имени В. Н. Досадина, основной акцент которого был сделан на отечественном духовом исполнительстве. Идея проведения фестиваля принадлежит художественному руководителю Фиргату Мусину и председателю оргкомитета Сергею Бармину, которые с успехом реализовали этот проект. «Наша с председателем оргкомитета Сергеем Федоровичем Барминым задумка провести праздник духовой музыки успешно воплотилась в жизнь. Этот фестиваль адресован, в первую очередь, молодому поколению, чтобы они видели, что наша духовая школа – одна из самых сильных в мире, – говорит художественный руководитель Фиргат Талгатович Мусин. – Наш фестиваль посвящён талантливому и известному музыканту, педагогу-гнесинцу, основателю класса тубы в РАМ имени Гнесиных – Владимиру Николаевичу Досадину, который укрепил авторитет духовой школы России. За время преподавания в Академии он подготовил более шестидесяти высокопрофессиональных тубистов, которые работают в лучших оркестровых коллективах России и за рубежом, двадцать его выпускников стали лауреатами всероссийских, всесоюзных и международных конкурсов. Владимир Николаевич, игравший в лучших оркестрах страны по руководством выдающихся дирижеров XX века, был человеком ярких дарований, благородных душевных качеств, всю жизнь преданно служивший любимому искусству».

Подобные фестивали в России – явление, скорее, исключительное. Сомневаться в актуальности и важности нового гнесинского фестиваля не приходится, поскольку он получился весьма насыщенным и интересным благодаря тщательно продуманной оригинальной программе и великолепной организации мероприятия.

Концерт-открытие можно смело назвать праздником духовой музыки. Он собрал как ведущих духовиков-солистов, так и известные ансамбли (в том числе ударников). Среди них: брасс-квинтеты РАМ имени Гнесиных, Большого театра, брасс-ансамбль «Music brass», ансамбль ударных инструментов «Percarus Duo», Большой брасс-ансамбль ГАСО имени Е. Ф. Светланова. Во второй фестивальный день прошли мастер-классы ведущих профессоров музыкальных вузов России (туба, тромбон, валторна, труба), а на третий состоялся концерт юных духовиков: учащихся детских музыкальных школ и средних специальных музыкальных учреждений.

Завершением Фестиваля стал гала-концерт в Большом концертном зале Академии. Оркестровый вечер ударно, в прямом смысле этого слова, открыл Ансамбль барабанщиков «Фиеста» Института военных дирижеров Военного университета Минобороны России. Отечественная школа дефиле барабанщиков славится во всем мире как одна из сильнейших, и подопечные Виктора Аникина подтвердили этот статус. Их выступление получилось образцовым – синхронность игры и движений подкреплялась сложными и оригинальными «трюками» с барабанными палочками.

Гостем первого отделения гала-концерта стал Нижегородский губернский оркестр, хорошо известный в России и за рубежом (в Германии, Франции, Италии и других странах). Коллектив ежегодно дает более ста концертов и является лауреатом различных музыкальных фестивалей. Нижегородцы привезли разнообразную программу, которую представили три дирижера: Евгений Петров, Иван Малов, Алексей Ларин. Один из самых ярких опусов – «Морлачки Пляс» хорватского композитора Тончи Чичерича (дирижировал Иван Малов). Музыканты убедительно передали южный колорит музыки, основанной на национальных балканских мелодиях, впечатлило и техническое мастерство оркестрантов.

Как известно, в силу мощи звучания коллективов особую трудность для духовых оркестров представляет игра с солистами – важно «не задавить» их звуковым натиском. Дирижеру Ивану Малову удалось грамотно выстроить этот баланс в знаменитом «Венецианском карнавале» Арбана, где солировал стипендиат Фонда Спивакова и фонда «Новые имена» Мацуева Иван Пятков: он играл на баритоне – редко солирующем инструменте, который отличается мягким, ненапористым звуком.

Полное ансамблевое взаимопонимание продемонстрировали и дирижер Алексей Ларин и юный трубач, лауреат всероссийских и международных конкурсов Тимофей Пунько в «Вокализе» Кирилла Молчанова, а соло трубы отличалось «полетностью» и нежностью звучания.

Худрук и главный дирижер Нижегородского оркестра Евгений Петров – тубист, ученик В. Н. Досадина, представил эстрадный репертуар коллектива: впечатлили зажигательный драйв и легкость, с которыми прозвучало попурри из мелодий группы «Earth, Wind and Fire» (включавшее в том числе известную «Boogie Wonderland»).

В заключение Евгений Николаевич поблагодарил организаторов Фестиваля (Ф. Т. Мусина, ст. преподавателя РАМ имени Гнесиных, солиста ГАСО им. Е. Ф. Светланова и С.Ф. Бармина, преподавателя МГК имени П. И. Чайковского, солиста НФОР п/у В. Т. Спивакова) и вспомнил своего учителя: «Сейчас так редко проходят фестивали, посвященные великим людям, а Владимир Николаевич был именно таким. Спасибо за фестиваль! Мы с удовольствием приедем еще раз, если позовете».

Во втором отделении гала-концерта на сцену вышел Губернаторский оркестр Московской области Московского Губернского драматического театра. Этот коллектив имеет обширный репертуар в большей степени академической направленности, пополняемый произведениями современных композиторов – в частности, оркестр участвует в консерваторских экзаменах, а также в фестивале современной музыки «Московская осень». Программка пестрела названиями редко звучащих опусов.

Эффектная фанфарная пьеса «Полет Буревестника» американца Ричарда Сауседа стала ярким зачином выступления москвичей. В противоположность ей – спокойная и умиротворяющая «Деревенская идиллия» Поля Дюка, в которой к оркестру (за дирижерским пультом был Сергей Пащенко) присоединился валторнист Алексей Фурукин, исполнивший сольную партию. Алексей продемонстрировал не только отменную технику, но и истинную красоту звучания инструмента. За школу игры на тромбоне «отвечал» солист Губернаторского оркестра Айдос Шаймерденулы, представивший вместе с дирижером Кириллом Черчиком вторую и третью часть концерта для тромбона с оркестром «T-bone» Йохана де Мейя.

Еще один оркестровый номер – Симфония «Спасите море» венгерского композитора Фридьеша Хидаша. Были сыграны две заключительные части: «Игра кораллов» и «Гимн моря». Вся красочность этой партитуры, изначально созданной Хидашом для духового оркестра, с большим мастерством была прочитана оркестром и Кириллом Черчиком.

Поскольку Владимир Досадин был тубистом, на гала-концерте уделили немало внимания тубе. Прозвучало два концерта для этого инструмента с оркестром в исполнении выпускников Ф.Т. Мусина: хрестоматийный англичанина Ральфа Воан-Уильямса, а второй – его соотечественника Эдварда Грегсона. Опус британского классика в интерпретации солиста Омского симфонического оркестра Вильнура Самигуллина получился цельным и выразительным. Выверенная трактовка концерта Грегсона тубистом Денисом Капустиным и дирижером Кириллом Черчиком продемонстрировала, что такие сочинения имеют значимую художественную ценность в репертуаре тубистов.

Первый фестиваль, который сами создатели называют «презентацией», прошел с большим успехом и выявил интерес как самих исполнителей, так и публики к искусству исполнительства на медных духовых и ударных инструментах. «Мы с председателем оргкомитета С. Ф. Барминым выражаем глубокую благодарность за поддержку ректору А. С. Рыжинскому,  проректору по учебной работе С. С. Голубенко, декану оркестрового факультета О. И. Кожуриной, заведующему кафедрой медных духовых инструментов В. М. Прокопову, профессору Л. Д. Беленову, начальнику концертного отдела М. Б. Облезовой и ведущему Фестиваля – С. Н. Подтеребкову. Мы очень признательны, что администрация Академии помогла нам в организации этого большого события в мире духового искусства», – отметил Фиргат Мусин.