Проекты Гнесинского дома стали победителями конкурса ПФКИ

Президентский фонд культурных инициатив создан указом президента РФ в 2021 году для поддержки проектов в области культуры, искусства и творческих индустрий, которые реализуют некоммерческие организации, а также коммерческие организации и индивидуальные предприниматели. В конце марта 2022 года эксперты Президентского фонда культурных инициатив объявили победителей первого в этом году конкурса президентских грантов на реализацию проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий. Среди триумфаторов – четыре проекта, инициированные педагогами и студентами Российской академии музыки имени Гнесиных. Проекты-победители посвящены сразу нескольким направлениям – развитию народных инструментов, популяризации гнесинской системы образования, джазовому искусству и науке.

Великое искусство Гнесинцев

Именно под таким названием Ассоциация выпускников Академии музыки имени Гнесиных при поддержке Российской академии музыки имени Гнесиных, Президентского Фонда культурных инициатив, региональных концертных и образовательных организаций реализует масштабный проект всероссийского значения, направленный на популяризацию Гнесинской школы и педагогических идей ее основателя, Елены Фабиановны Гнесиной. В рамках проекта «Великое искусство Гнесинцев» в период с 1 апреля 2022 года по 20 июня 2023 года состоятся мастер-классы, лекции, концерты и гастрольные туры выпускников, педагогов, учащихся и коллективов Российской академии музыки имени Гнесиных и Музыкального училища имени Гнесиных.

Целями проекта ставятся поднятие престижа Гнесинской школы на новый уровень, укрепление сообщества выпускников Гнесинки, популяризация концертной, творческой, научной и педагогической деятельности Гнесинцев, создание устойчивых творческих связей между Гнесинцами, концертными и образовательными организациями России.

Впечатляет размах и география проекта – в мероприятиях, которые пройдут во всех федеральных округах Российской Федерации, примут участие более 250 музыкантов, которые исполнят свыше 350 музыкальных сочинений разных эпох и стилей. При этом, отдельные мероприятия будут доступны в формате онлайн-трансляций. А целевая аудитория проекта составляет более 20 000 человек из 52 городов России, среди которых Москва, Санкт-Петербург, Красноярск, Владивосток, Южно-Сахалинск, Хабаровск, Иркутск, Екатеринбург, Сочи, Калининград, Симферополь и др.

Джазовый век России. Этапы. События. Достижения

Гнесинка уже много лет является локомотивом отечественного джазового образования – результатом формирования этой системы обучения стало появление целой плеяды выдающихся джазменов, которые внесли свой вклад в развитие не только отечественного, но и мирового джаза. «Джазовый век России» – проект, посвященный столетию джаза в России, стартовал в начале 2022 года, и включает обширную и насыщенную программу. В рамках нее пройдут 100 джазовых мероприятий (концерты, мастер-классы, конкурсы, лекции по истории джаза), которые позволят наиболее полно представить исполнительскую, образовательную и научную деятельность российской джазовой индустрии.

К участию будет привлечено не менее 350 музыкантов, среди которых такие известные имена, как Лариса Долина, Игорь Бутман, Валерий Гроховский, Даниил Крамер, Сергей Манукян. Среди коллективов-участников – Большой джазовый оркестр под управлением Петра Востокова, Камерный оркестр джазовой музыки имени Олега Лундстрема, Фонограф-Джаз-Бэнд Сергея Жилина, «Академик-бэнд» РАМ имени Гнесиных под управлением Анатолия Кролла, Джаз-оркестр Георгия Гараняна. В свою очередь, аудитория всего проекта (включая онлайн-просмотры) составит не менее 100 000 человек. Кроме этого в программе «Джазового века России» – конкурсы «Гнесин-джаз» и «Рояль в джазе». Последний с большим успехом прошел уже в марте 2022 года.

Консерваторская наука: Всероссийский конкурс научно-творческих проектов студентов творческих вузов и Новогодний научный бал победителей.

Конкурс «Консерваторская наука» будет проходить уже во второй раз – в 2021 году в нем принимали участие студенты ведущих музыкальных вузов России и Белоруссии. Тогда эксперты конкурса отобрали шестнадцать работ в пяти номинациях – на суд жюри были представлены документальные фильмы, музыкальные сочинения, научно-экспедиционные и ряд других проектов. Изящным «венцом» проекта стал Новогодний научный бал, прошедший в Доме Пашкова в Москве.

Цель конкурса «Консерваторская наука» состоит в том, чтобы молодые профессионалы вовлекались в самостоятельную созидательную и общественно-полезную деятельность и получили возможность проектировать образ будущей российской культуры. При этом у каждого участника проекта будет возможность осуществить проект полного цикла: выбрать и разработать тему, определить концепцию, выступить в роли сценариста, режиссера, оператора, продюсера; представить системное научное обоснование, отражающее все этапы работы над проектом: исследование, создание видеопродукта, рекомендации по его практическому применению, формах и масштабе распространения. Одновременно с этим выявляется потенциал организационной, проектной и командной работы. В силу своей уникальной тематики, «Консерваторская наука», по замыслу авторов, «способна к созданию не только единого сообщества молодых лидеров — авторов творческих проектов, но и призвана формировать локальные межрегиональные сообщества по интересам». Таким образом, конкурс инициирует партнерство и сотрудничество между творческими вузами, научными организациями и учреждениями культуры страны.

I Всероссийский фестиваль-конкурс современного музыкального искусства среди исполнителей на домре и композиторов «Домра-МОДЕРН»

Российская академия музыки имени Гнесиных – признанный лидер в сфере сохранения и развития традиций исполнительской школы на русских народных инструментах. Тем интереснее, что инициатива проведения фестиваля-конкурса среди исполнителей на домре и композиторов «Домра-МОДЕРН» исходит от  студентов Гнесинки.

На сегодняшний день домра – имеющий истинно русские корни инструмент, обладающий при этом большим музыкально-выразительным потенциалом, и поднявшийся до сферы академической музыки. Однако исполнители сталкиваются с острым дефицитом оригинального репертуара. Актуальность проблемы подчеркивает то, что такие именитые академические композиторы, как Ефрем Подгайц, Софья Губайдуллина, Александр Чайковский и другие создают произведения для домры, тем самым показывая, что у современных композиторов есть интерес к новому для них инструменту.

По замыслу создателей, фестиваль-конкурс пройдет по двум направлениям: композиторскому и исполнительскому. Композиторам предстоит сочинить камерные произведения для домры, которые будут обязательны к исполнению участниками-домристами на конкурсных прослушиваниях. Таким образом, фестиваль-конкурс направлен на оказание содействия в развитии творчества молодых талантливых композиторов и исполнителей, а также на стимулирование к созданию новых музыкальных произведений академических жанров для домры.

Конкурс планируется проводить ежегодно и, как заявляют организаторы, «систематичность проведения значительно приумножит вероятность создания и укрепления творческих связей исполнителей с композиторами».