В Гнесинке прошел первый день марафона в честь столетия российского джаза

Десятого февраля в Российской академии музыки имени Гнесиных стартовал марафон «Джазовый век России», приуроченный к столетию рождения джаза в нашей стране. В программе около ста концертов, лекций, мастер-классов и творческих встреч.

«Это довольно дерзкая задача ― провести столько мероприятий в течение года только в стенах нашей академии и двух училищ, ― рассказал автор идеи проекта, директор Музыкального училища имени Гнесиных Валерий Гроховский. ― Мы рассчитываем пригласить наших студентов и бывших выпускников, которые занимают ведущие позиции в России и за рубежом. Ожидается приезд пианистов Миши Цыганова и Леонида Чижика. А если “соединить” Фейертага и Чижика вместе, то это станет историческим событием. Есть в планах и джем-сейшены. Кроме того, планируется приезд джазового археолога Владимира Фейертага. Он лично знал Валентина Парнаха, чей джаз-бенд открыл эпоху джаза в СССР, и всю джазовую “тусовку”, начиная с предвоенных лет. Все его знания ― бесценный кладезь».

Мастер-класс российского и советского джазового пианиста, педагога, композитора,  продюсера, народного артиста России Даниила Крамера стал преамбулой к многочисленным мероприятиям, посвящённым юбилею джаза. Встреча прошла в виде микса исполнения и беседы. Даниил Борисович рассказал о жизненном и творческом пути, поделился любопытными фактами из биографии. «На протяжении семи лет я сам изобретал велосипед, переходя из классики в джаз. Первые попытки были плохи», ― с улыбкой отметил музыкант. Гуру джаза охватил широкий спектр вопросов, касающихся важности и нужности базового музыкального образования.

В мастер-классе приняли участие джазовые музыканты Даниэль Адиянц и Арсений Владимиров. Были представлены как сочинения для фортепиано соло, так и для фортепианного трио.

В общении с публикой Даниил Крамер затронул, в частности, проблемы педализации и искусства аранжировки. Большое внимание также было уделено джазовому аккорду, его специфике и возможностям использования. «Мелодия должна достать до чужих ушей, а звука надо добиваться. Он должен быть обработан! Удара в джазе нет, а аккордовый баланс слышать просто необходимо», ― подытожил Даниил Борисович.

Ребята задавали интересующие их вопросы, а музыкант развёрнуто и подробно на них отвечал. Много времени было посвящено разговору о боязни сцены и способах преодоления этого страха. Даниил Крамер дал слушателям бесценные советы, подкреплённые примерами из жизни. Притчи, интересные истории и анекдоты звучали на протяжении всего мероприятия.

Даниил Борисович завершил мастер-класс темой взаимосвязи музыканта и публики: «Всегда важно думать о том, как “разговаривать” с публикой”. Никому не нужен набор слов. Важно наличие ядра, из которого ты можешь вырастить начало, середину и конец».

Вечером состоялся концерт вернее, как было заявлено в афише, джазовая «Фортепианная дуэль» между  Даниилом Крамером и Валерием Гроховским. «Почему дуэль? Чем она отличается от концерта?» ― такими вопросами задавался практически каждый гость вечера. Завесу тайны приоткрыл Валерий Гроховский: «В этом названии есть и поэтическая, и коммерческая тайна. Во-первых, дуэлянтов обычно жалеют. И приходят, и выбирают любимчика. Когда два человека играют на сцене на одинаковых инструментах, в этом всегда есть соревновательная часть ― мы перебрасываемся пассажами, интонациями, ритмами, находимся в творческом диалоге. И люди получают от этого удовольствие. Но, конечно, настоящая музыкальная дуэль между нами вряд ли возможна ― мы с Даниилом отыграли больше 200 концертов вместе, у нас уже сложился творческий дуэт. Так что “Дуэль” ― это больше рекламная “завлекалочка”».

Концертный вечер открыл ректор Александр Рыжинский. «В нынешнем году мы должны сказать большое спасибо замечательным музыкантам, которые принесли джазовое искусство в нашу страну. Сегодня у нас множество отечественных музыкантов мирового уровня, играющих в этом стиле, а джаз в России стал одним из направлений уже академической музыки», отметил Александр Сергеевич.

Также ректор Академии рассказал о том, что идея джазового марафона, с которой к нему пришел Валерий Александрович Гроховский, ему сразу очень понравилась: «Я спросил: в течение какого времени вы хотите провести сто мероприятий? Десять лет, четыре, пять лет? Валерий Александрович мне на это ответил: желательно сделать в течение года». По мнению Александра Рыжинского, хотя бы в проекте этот марафон уже состоялся: «Все шаги распланированы ― осталось только их сделать».

Первый «концертный шаг» состоял из трех разделов. Сначала ― традиционный джем-сейшн. По очереди прозвучали несколько джазовых стандартов ― солнечный «I’ll Remember April” Джина де Поля, романтический “The Nearness of You” Хоги Кармайкла (с соло Гроховского на мелодике), “Ain’t Misbehavin” Фэтса Уоллера и “Lady, Be Good!” Джорджа Гершвина. Словно в подтверждение слов Александра Рыжинского об академичности джаза Даниил Крамер и Валерий Гроховский исполнили импровизацию на этюд Шопена ор. 10 № 3.

Вторая треть вечера ― почти второе отделение, но играли без антракта ― началась с небольшого комментария Гроховского: «У нас давно существует традиция играть немножко по одному, потому что за время концерта мы друг от друга устаем. Поэтому Даниил пока сходит за кулисы отдохнёт, а потом мы поменяемся. Я сейчас сыграю две композиции великого джазового композитора Джорджа Гершвина. Первую вы могли бы легко узнать, если бы ее играл не я. Ну а вторую вы точно не узнаете».

Гершвина действительно было не узнать. Someone to Watch Over Me и Summertime ― казалось бы, заслушанные до дыр, ― напоминали скорее прелюдии Дебюсси, исполненные в стиле «блюз-ноктюрна», чем знакомые всем пьесы. Очарование их было совершенно иным, чем в «классической» джазовой интерпретации.

Крамер в своей импровизации, напротив, не отталкивался от известной темы, а долго искал её, нащупывал ― было много гармонических и мелодических блужданий, и на мгновение он, казалось, даже потерял внимание слушателей (от чего сам только что предостерегал на мастер-классе) ― но тема нашлась. И тем удивительнее, что ею стала совершенно неожиданная в контексте концерта «В лесу родилась ёлочка» (но есть ли хоть что-то, что не может прозвучать на джем-сейшн?).

В завершение концерта были исполнены еще несколько прекрасных стандартов с импровизациями  ― и бис, который заслуживает отдельного внимания. После совместного поклона Крамер дал развернутый комментарий к последнему номеру: «Эту мелодию все знают ― хоть и не все здесь сидящие слушали. У девочек она вызывает очень возвышенные романтические чувства. Но с возрастом ― всё более прагматические. Женщины делятся на две категории ― одни её любят, и слушали даже несколько раз. Другие слушают только один раз. Бабушки её любят. Все. Мальчики к этой мелодии относятся примерно никак. Когда они становятся юношами, то думают, что послушать, конечно, надо бы… но лучше не сегодня. И как-нибудь потом. Мужчины тоже делятся на две категории. Одни её слушали несколько раз, а другие её терпеть не могут. Дедушки её любят. Все». И после нескольких вступительных пассажей зазвучал… «Свадебный марш» Мендельсона. Конечно же, с джазовыми вариациями после темы.

Концерт прошел на одной волне с залом ― Даниил Крамер и Валерий Гроховский рассказывали забавные истории, исполняли музыкальные шутки и, конечно, вместе со слушателями, получали огромное удовольствие от процесса. За этой парой исполнителей на сцене было порой забавно наблюдать: два абсолютно разных темперамента, два разных восприятия музыки ― серьёзный Гроховский и едва ли не танцующий за инструментом Крамер ― но единый ансамбль, совершенно не дуэльный, а дуэтный.

Первое из ста джазовых событий состоялось, и после него ясно, что остальные девяносто девять просто нельзя пропустить!

Текст: Владлена Почкаева, Сергей Августовский,
студенты кафедры музыкальной журналистики

Фото: кадры из сюжета «Музыкальный марафон к 100-летию российского джаза открылся концертом с участием Даниила Крамера и Валерия Гроховского» (т/к «Россия – Культура», программа «Новости культуры», эфир 10.02.2022)