В РАМ имени Гнесиных состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы курса фортепиано для учащихся и студентов разных специальностей: теория и практика»
4 декабря 2021 года в Российской академии музыки имени Гнесиных состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы курса фортепиано для учащихся и студентов разных специальностей: теория и практика».
В мероприятии, организованном по инициативе кафедры фортепиано, приняли участие преподаватели различных звеньев музыкального образования из городов России и Беларуси.
В ходе конференции был обсужден широкий спектр тем, касающихся методологии развивающего фортепианного обучения, преемственности различных его этапов, особенностей начального звена как основополагающей его части. В докладах участников затрагивались вопросы репертуарного характера, представляющие для предмета фортепиано особую важность, а также его просветительский аспект. Помимо тем, связанных с традиционными вопросами фортепианной педагогики, в выступлениях получили отражение перспективы дистанционного обучения.
Практическим завершением конференции, прошедшей в атмосфере живого обсуждения наиболее актуальных проблем развивающего фортепианного обучения, стал концерт учащихся разных специальностей, подготовленный преподавателями всех звеньев гнесинской системы музыкального образования – Московской средней специальной музыкальной школы имени Гнесиных, Российской академии музыки имени Гнесиных и ее структурных подразделений – Музыкальной школы и Музыкального училища имени Гнесиных.
Программа конференции:
Заседание вела кандидат искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой фортепиано РАМ им. Гнесиных Якупова Ольга Александровна
Якупова Ольга Александровна, зав. кафедрой фортепиано Российской академии музыки имени Гнесиных, кандидат искусствоведения, профессор: «Этапы фортепианного становления в профессиональном обучении музыкантов разных специальностей»
Гарипова Нинель Федоровна, доктор искусствоведения, профессор Уфимского государственного института искусств имени З.Г. Исмагилова: «К вопросу о методологии курса фортепиано» (онлайн)
Говар Наталья Алексеевна, кандидат искусствоведения, доцент Российской академии музыки имени Гнесиных: «Воспитание музыканта как комплексная задача развивающего фортепианного обучения»
Григоров Николай Олегович, заведующий ПЦК общего фортепиано Академического музыкального училища при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского: «О некоторых проблемах фортепианного обучения студентов разных специальностей в учебном заведении среднего звена»
Монастыршина Юлия Александровна, доктор искусствоведения, профессор Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина, г. Москва:
«О принципах эффективных занятий в классе фортепиано. Основные ошибки коммуникации» (онлайн)
Маслова Ольга Геннадьевна, заведующая отделом общего фортепиано, преподаватель Московской средней специальной музыкальной школы имени Гнесиных: «Универсальный комплекс технических упражнений для формирования фортепианно-исполнительского аппарата»
Квитковская Елена Николаевна, преподаватель ГБУДО г. Москвы ДМХШ «Весна» им. А.С. Пономарева: «Совершенствование творческой деятельности преподавателей ДМШ в современных условиях: опыт и перспективы»
Клокова Светлана Алексеевна, преподаватель Московской средней специальной музыкальной школы имени Гнесиных: «Факторы интенсификации фортепианного обучения на начальном этапе»
Дубинина Елена Борисовна, преподаватель АНОО «Православная классическая гимназия во имя иконы Божией Матери “Знамение” в Ховрине» г. Москва: «Воспитывая и просвещая. Из опыта фортепианного обучения детей» (онлайн)
Миндрова Наталия Алексеевна, преподаватель ГБУДО г. Москвы Детская школа искусств «Родник»: «Методы эффективной организации работы в классе фортепиано в современных условиях» (онлайн)
Радынова Ольга Петровна, доктор педагогических наук, профессор Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке: «Работа над звуком в классе фортепиано со студентами разных специальностей» (онлайн)
Гапоненко Татьяна Николаевна, Заслуженная артистка РФ, профессор Академии хорового искусства имени В.С. Попова: «Роль ассоциаций в музыкальной педагогике»
Берлизова Екатерина Семёновна, доцент Государственного музыкально-педагогического института имени М.М. Ипполитова-Иванова: «”Искусство беглости пальцев“ соч. 740 Черни в аспекте развития музыкально-образного мышления студентов»
Никольская Инна Александровна, преподаватель колледжа Государственного музыкально-педагогического института имени М.М. Ипполитова-Иванова: «Развитие образно-ассоциативного мышления на примере произведений композиторов-романтиков»
Гордеева Елена Владимировна, доцент Уфимского государственного института искусств имени З.Г. Исмагилова: «Актуальные аспекты музыкально-исполнительской и педагогической деятельности: практическая семантика» (онлайн)
Сазанович Наталья Валентиновна, доцент Белорусской государственной академии музыки, г. Минск:: «Мифологемы в фортепианном творчестве белорусского композитора Вячеслава Кузнецова (на примере цикла “Бестиарий”» (онлайн)
Пушина Наталия Борисовна, кандидат искусствоведения, доцент Московского педагогического государственного института, профессор Международного славянского института: «Фортепианные сборники А.Н. Корещенко и Г.А. Пахульского в репертуаре студентов разных специальностей»
Воробьёва Елена Вячеславовна, доцент Государственного музыкально-педагогического института имени М.М. Ипполитова-Иванова: «О преодолении пианистических недостатков в работе с духовиками»
Зимина Татьяна Львовна, доцент Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова: «Фортепианный ансамбль в репертуаре курса фортепиано»
Рождественская Зинаида Владимировна, зав. кафедрой фортепиано Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова, доцент: «Ансамблевая музыка зарубежных композиторов. Презентация изданий Саратовской консерватории 2019 –2021 гг.»
Диденко Диана Леонидовна, преподаватель музыкального училища имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных: «Становление и развитие исполнительской активности в процессе обучения игре на фортепиано»
Мухина Наталия Владимировна, преподаватель Музыкального училища имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных: «Развитие чувства формы в процессе фортепианных занятий со студентами оркестровых специальностей»
Жаров Михаил Александрович, преподаватель Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке: «О подготовке к конкурсному выступлению»
Куинджи Марьяна Юрьевна, доцент Российской академии музыки имени Гнесиных: «Просветительский аспект в фортепианном обучении студентов разных специальностей»
Резник Анна Леонидовна, кандидат искусствоведения, преподаватель Российской академии музыки имени Гнесиных: «Произведения С.Э. Борткевича в курсе фортепиано для студентов разных специальностей (на примере Шести прелюдий ор. 13)» (онлайн)
Рязанцева Татьяна Александровна, старший преподаватель Российской академии музыки, г. Москва: «Ансамблевые сочинения А.К. Власова: исполнительские и методические аспекты»
Тихомиров Иван Анатольевич, старший преподаватель Российской академии музыки, г. Москва: «Педагогические принципы М.М. Волковой в свете фортепианных гнесинских традиций»
Бухтояров Андрей Алексеевич, профессор Государственного музыкально-педагогического института имени М.М. Ипполитова-Иванова: «”Театр переживания”: интермеццо Брамса в трактовке Глена Гульда» (онлайн)
Салдаева Галина Михайловна, доцент Магнитогорской государственной консерватории (академии) имени М.И. Глинки: «Этапы работы над аккомпанементом хоровых произведений в классе фортепиано» (онлайн)
Миннегалиева Марина Геннадьевна, преподаватель Магнитогорской государственной консерватории (академии) имени М.И. Глинки: «Новые возможности музыкального обучения: информационно-технологическая платформа “Цифровой колледж”» (онлайн)
Терентьева Елена Ивановна, доцент Магнитогорской государственной консерватории (академии) имени М.И. Глинки: «Использование дистанционных технологий в курсе фортепиано» (онлайн)