В Россию из Австрии: студент Венской консерватории перевелся в Гнесинку
Борис Рябухин еще два месяца назад не предполагал, что на пути его профессионального совершенствования произойдут кардинальные изменения. После двух с половиной лет обучения в Венском университете музыки и исполнительских искусств студент вокального факультета принял решение вернуться в Россию и продолжить обучение в Российской академии музыки имени Гнесиных. По словам музыканта, ему повезло – на учебу и карьерный рост в Москве он возлагает большие надежды.
Изначально Борис приехал в Вену в качестве туриста. Как это обычно бывает, певец спонтанно попробовал свои силы на прослушивании в местной консерватории и в итоге поступил в Венский университет музыки и исполнительских искусств. В феврале 2022-го, вернувшись в Россию на каникулы, Борис планировал учиться одновременно и в Австрии, и в России, но через месяц переговоров с Венским университетом получил отказ: вокалисту предложили отчислиться по собственному желанию. «В это время на сайте Министерства науки и высшего образования Российской Федерации вышел указ помогать российским гражданам, которые учатся за границей и которых либо исключили, либо они ушли оттуда по собственному желанию. Этим и воспользовался, – признался музыкант. – Я знаю, что конкурс на поступление в московские учебные заведения огромный. Я пришел в Академию, спел и поступил (в класс Михаила Суреновича Агина – прим. ред.). В учебном отделе очень помогли с документами и оформили мой перевод».
Хотя официально Борис учится в Гнесинке с 28 марта, занятия он начал посещать уже с 25-го. Певец отметил, что здесь ему предоставили учебный план в два раза больше «венского», а также список тех предметов, которые надо досдать в течение ближайшего семестра. После обучения в Венской консерватории музыкант надеется, что в Академии у него будет больше возможностей для творческой самореализации.
Своими впечатлениями об австрийском образовании и планами на дальнейший профессиональный путь Борис поделился в разговоре с корреспондентом Пресс-центра Академии.
– Борис, поделитесь Вашим мнением об учебе в Вене.
– Я уехал в Австрию из-за хорошего отношения к начинающим музыкантам в европейских странах. В России, когда молодой певец, даже хорошо поющий, приходит в любой театр в любом городе, ему платят, как известно, не очень много. В Австрии только в региональном театре средняя зарплата у начинающего певца составляет 2 тысячи евро. Самый большой плюс – языки. Считается нормальным, когда студент знает три или четыре языка. Я думаю, если молодой музыкант начинает свою карьеру в Европе, то потом в России к нему относятся с бóльшим уважением.
– Вы учились и в Австрии, и в России. В чем заключаются различия между европейской и российской системами образования?
– Во-первых, там нет среднего профессионального звена, через которое проходят музыканты в России перед поступлением в вуз. Во-вторых, если в нашей стране предметы объединены курсами, по которым необходимо сдавать экзамены, то в Австрии существуют модули: каждый студент сам выбирает, что ему изучать. Поэтому бóльшая часть программы там оказалась для меня повторением. Самыми интересными занятиями были специальность и иностранные языки.
– Расскажите, в чем заключается репертуарная особенность австрийских театров?
– Если в России мы стараемся охватить широкий спектр репертуара, чтобы выпускались универсальные музыканты, то в Европе в зависимости от того, куда ты поступишь, то ты и будешь учить. Например, Вена – это Моцарт. Сочинения других композиторов исполняются редко, что не очень хорошо, потому что не все голоса подходят для Моцарта, как, например, мой. После полугода исполнения его музыки я почти потерял голос. В Австрии поют совсем не так, как в России. Одна из причин, подтолкнувших меня вернуться сюда, – здесь приветствуется натуральное, сильное пение. И вообще, подавляющее число мировых певцов – либо русские, либо итальянцы.
– Какие цели Вы поставили себе на время обучения в Академии?
– Ожидания от учебы в Академии – получить практику, практику и еще раз практику. Певец может знать сольфеджио на отлично, но в театре его про сольфеджио никто не спросит. А практики здесь дают очень много. Я всего лишь неделю попел, а уже жду выходные, чтобы отдохнуть. Меня сразу захватил круговорот: оперный класс, «Травиата», «Евгений Онегин», концерт 7 апреля. Столовая у вас классная. Очень скучаешь за границей по русской кухне: борщ, жареная картошка… К вам я приехал с отработанной техникой и поставленным голосом, поэтому сейчас будет идти шлифовка на всю жизнь, наработка выносливости и силы.