Виолончель, консерватория, рок и рыбки: экзамен для Алексея Васильева
Девятого марта состоялась четвертая встреча в рамках цикла «Экзамен для ректора». На этот раз к студентам кафедры музыкальной журналистики пришел Алексей Николаевич Васильев – виолончелист, дирижер, ректор Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, заслуженный артист Российской Федерации.
«Как ни странно, это первый ректор музыкального вуза на наших “экзаменах”», – подчеркнул ректор Академии Александр Сергеевич Рыжинский, представляя гостя. К слову, Академия и Петербургская консерватория сотрудничают много лет, а с недавних пор связи стали еще теснее – в конце января этого года ректоры подписали в городе на Неве соглашение, которое еще больше активизирует творческие и научные контакты между вузами. Теперь же Алексей Николаевич Васильев приехал в Москву. Перед «экзаменом» гость, пятнадцать лет отыгравший в группе виолончелей легендарного Заслуженного коллектива Петербургской филармонии, востребованный в России и за рубежом солист, провел мастер-классы для студентов Гнесинки.
«Как становятся ректором?» – традиционный первый вопрос на встречах цикла. Алексей Николаевич с уверенностью ответил, что это происходит «неожиданно». Рассказав о своем пути от виолончелиста и концертмейстера в оркестре до директора Санкт-Петербургского музыкального училища, а затем ректора консерватории, Васильев отметил, что нельзя «зацикливаться» на одной деятельности. Сейчас он нашел баланс между исполнительством, педагогикой и администрированием.
Отвечая на вопросы о сложностях работы ректором, Алексей Николаевич особо выделил необходимость принимать непопулярные решения. К примеру, в начале его деятельности на посту руководителя вуза выяснилось, что консерваторский оперный театр, созданный для прохождения студентами практики, представлял собой театр с труппой на зарплатах. Студентам отдавали лишь второстепенные партии. «Это было совершенно неправильно. Мне говорили, что изменить ситуацию не получится, однако теперь все партии – у студентов-исполнителей, а студенты-режиссеры участвуют в работе над постановками», – подытожил Васильев. Затянувшийся ремонт исторического здания – больная тема для Петербургской консерватории – по словам ректора, пока что не дает возможности расширить количество специальностей и новых направлений подготовки.
Алексей Николаевич – первый «экзаменуемый» ректор не московского вуза. Интересно было расспросить гостя из Северной столицы о вечной конкуренции двух культурных центров страны и их особенностях. Ректор знает их не понаслышке – два с половинной года он учился в московской Мерзляковке, а уже потом в Петербурге. По его мнению, в Москве «больше способных студентов», так как столица притягивает желающих из всех регионов. Отсюда – в Москве выше требования к абитуриентам. «Единственное, что мне непонятно, – почему в Питере нельзя произносить слова “двойная доминанта”? По-моему, в обоих городах аккорд звучит одинаково, – подтрунил Васильев. – Впрочем, всё это просто «фишечки». В конце концов, хорошую игру с плохой не спутают ни в Москве, ни в Петербурге».
Серьезный тон встречи разрядил разговор о хобби Алексея Николаевича. Еще со школьных лет он играет на бас-гитаре в рок-группе, и даже свое пятидесятилетие отпраздновал рок-концертом. Еще одно увлечение руководителя консерватории – аквариумистика. Васильев объяснил свой интерес к ней так: «Наверное, у каждого человека есть подспудное желание заботится о том, кто меньше и беззащитнее».
Текст: Вадим Симонов,
студент кафедры музыкальной журналистики
Фото: Эмиль Матвеев