Воссоздавая Моцарта

В концертном зале дома Шуваловой исполнили фрагмент неоконченной оперы В. А. Моцарта «Каирский гусь»

Международная конференция «Опера в музыкальном театре: история и современность», которая проводится в Академии с 2013 года, каждый раз радует не только своим масштабом и уровнем участников, но и неординарными «бонусами». В этом году в рамках конференции при участии отдела международных связей и творческих проектов РАМ имени Гнесиных и Австрийского культурного форума в Москве был осуществлен проект «(Вос-)создавая Моцарта»: в Гнесинке показали фрагмент из неоконченной оперы Моцарта «Каирский гусь». Организатором стала Карина Зыбина (университет Моцартеум/университет Парис Лодрон Зальцбург). Постановка неизвестной оперы с интригующим названием была осуществлена с участием студентов вокального факультета академии.

Канва сюжета «Гуся» известна из неоконченного либретто Джованни Баттисты Вареско. Это типичная для оперы история, где влюбленным мешают быть вместе, но с помощью интриг и механического гуся всё благополучно разрешается. Оригинальный текст «Гуся» существует в виде нескольких не связанных единой сюжетной линией номеров, основная часть которых записана лишь частично в виде вокальной партии и басовой линии. Перед теми, кто решается ставить эту оперу, стоит задача, как преподнести имеющийся материал публике.

Для постановки в Гнесинке был приглашен тенор Зиад Нэхме (университет Моцартеум Зальцбург, Театр Люцерн), который значительно переработал композиторский текст, чтобы его было возможно поставить в короткие сроки, а также сыграл роль Бьонделло. Кикибио и Ауретту исполнили Тимур Кожобеков и Елизавета Рублева. В роли рассказчицы выступила Карина Зыбина. Партию фортепиано исполнил Дмитрий Норбутас.

Постановка получилась легкой, увлекательной, наполненной юмором, что соответствует жанру буффа. По сюжету влюбленные Кикибио и Ауретта долгое время не решаются открыться друг другу, отчего устали и ссорятся. Но в их истории появляется третий – иностранец Бьонделло. Ему приглянулась Ауретта, а он интересен ей, к тому же Бьонделло обещает на следующей встрече рассказать при каких обстоятельствах исчез его гусь. Так складывается, что Кикибио учит Бьонделло петь серенаду, чтобы понравится девушке. И эта сцена становится одной из самых забавных: Бьонделло исполняет серенаду то на мотив «Калинки-малинки», то песенки герцога из «Риголетто». В итоге Кикибио сам начинает петь серенаду, ее слышит Ауретта и признается Кикибио в своих чувствах. Их застает Бьонделло, он разгневан и хочет мести. В разгар этой сцены находится гусь, который, как оказалось, и не терялся. По этому счастливому случаю Бьонделло обещает устроить свадьбу для влюбленных.

В этом музыкальном спектакле большую роль играет актерское мастерство всех участников действия, и у них получилось показать задуманную картину. Юмористические сцены были изящно поданы, зрители смеялись. В исполнении чувствовались свобода, уверенность и осмысленность. Особенно приятно видеть работу, где начинающие артисты столь же хороши, как их наставники.

Текст: Анастасия Петровская
Фото: Анастасия Маслова