Всё об опере: в Академии пройдет конференция «Опера в музыкальном театре»
22 ноября в РАМ имени Гнесиных откроется Пятая международная научная конференция «Опера в музыкальном театре: история и современность». О том, как развивался этот проект и какой будет «оперная неделя» в нынешнем году, рассказывают организаторы и участники форума.
Как вы оцениваете уровень конференции?
Александр Сергеевич Рыжинский, ректор РАМ имени Гнесиных, доктор искусствоведения:
Это одна из тех конференций, которыми я как руководитель Академии горжусь. По уровню докладчиков, по спектру поднимаемых вопросов конференция может считаться образцовой, это форум международного класса. Научный проект изначально демонстрировал высокий профессионализм организаторов и участников, и неудивительно, что он стал для нас традиционным. По материалам конференции можно оценивать современный музыкальный театр как явление во всей его полноте — в историческом, исполнительском и жанровом контекстах.
Татьяна Ивановна Науменко, проректор по научной работе, заведующая кафедрой теории музыки, доктор искусствоведения:
Считаю, что уровень конференции очень высокий. Это одна из самых масштабных конференций в Академии. Очень ценно, что она собирает специалистов в одной теме, на одной волне. Среди других научных мероприятий она занимает достойное место, ведь в Гнесинке есть много научных школ.
Что значит конференция лично для вас?
Натэла Исидоровна Енукидзе, декан историко-теоретико-композиторского факультета, кандидат искусствоведения:
Каждую следующую конференцию жду с огромным нетерпением. По нескольким причинам. Во-первых, это встреча с коллегами, которые работают в одной со мной области. Живое общение дорогого стоит, это просто «пир духа»! А во-вторых — это возможность представить нынешнее состояние науки в области музыкального театра, своеобразный «срез» научных интересов.
К тому же появляются новые имена и новые темы. Особенно отрадно, что к участию в форуме — я бы назвала это симпозиумом, — привлекают молодых ученых — аспирантов и даже студентов. Чрезвычайно интересно следить за их первыми опытами, а потом наблюдать траекторию их научного движения. Ну и, в-третьих, весьма показателен «географический» фактор. Он позволяет увидеть, как развивается наука о музыкальном театре не только на территории «нашей необъятной Родины» и на постсоветском пространстве, но и в Европе, и в Америке. Как нынче принято говорить в молодежных кругах, респект организаторам за это «окно» в мультикультурное пространство!
Как развивался проект?
Ирина Петровна Сусидко, заведующая кафедрой аналитического музыкознания, доктор искусствоведения:
Первая конференция в 2013 году была своеобразной «пробой пера». В ней участвовало всего около трех десятков докладчиков — практически все из Москвы, в основном преподаватели и аспиранты нашей академии.
За десять лет конференция окрепла, теперь ее впору называть конгрессом. Это, как правило, более 150 докладчиков из разных стран. Четвертая конференция, прошедшая в 2019 году, была поддержана научным грантом Российского фонда фундаментальных исследований. В том же году мы впервые провели конференцию совместно с Государственным институтом искусствознания и сегодня продолжаем сотрудничество. Эта совместная работа с выдающимися искусствоведами, театроведами, музыковедами – благодатная почва для изучения оперы под разными углами.
Вместе с тем с каждым годом к маститым исследователям присоединяется все больше молодых, которые только начинают свой путь в науке.
Кто участники нынешней конференции?
Нина Владимировна Пилипенко, доктор искусствоведения:
В нынешнем году выступят 156 участников, которые представят 151 доклад (некоторые доклады — совместные). География форума весьма обширна. Из российских городов это не только Москва и Санкт-Петербург, но и Астрахань, Воронеж, Екатеринбург, Казань, Кемерово, Краснодар, Красноярск, Нижний Новгород, Новосибирск, Орел, Петрозаводск, Ростов, Саратов, Севастополь, Таганрог, Уфа, Челябинск, Череповец.
Много заявок пришло из европейских стран – из Австрии, Германии, Греции, Италии, Испании, Литвы, Нидерландов, Норвегии, Польши, Франции, Швейцарии. Кроме того, в программе представлены доклады из США, Канады и Сингапура. В общей сложности в конференции принимает участие 26 иностранных ученых.
Доклады отбирались по научной значимости и новизне. В целом уровень поданных заявок очень высокий.
Какие темы исследований сегодня наиболее актуальны?
И.П. Сусидко:
Сегодня актуальны исторические разыскания, потому что старинные оперы заняли прочное место в театре. И как антрепризные спектакли, и в фестивальном формате, и даже как часть постоянного репертуара театров. Кроме того, опера XVII-XVIII, а теперь уже и XIX веков — излюбленный материал для реализации режиссерской фантазии. Пресловутая «режопера» может предложить оригинальное решение, заставляющее по-новому увидеть и осмыслить уже хорошо известное сочинение, но может оперировать навязшими в зубах штампами вроде политических аллюзий, которые за последние два десятка лет успели уже всем надоесть. А может и вовсе повергать в глубокий шок экстремальными трюками, вызывающими едва ли не физиологическое отвращение. Ученые не могут оставаться в стороне от этого процесса. Не случайно, наверное, на наших конференциях много выступлений посвящено сценическим интерпретациям опер.
Особую, острую актуальность имеют темы, связанные с новейшей оперой. Я очень хорошо запомнила слова композитора Владимира Тарнопольского из его приветствия участникам оперной конференции 2019 года: «Сегодня едва ли не каждый композитор либо пишет новую оперу, либо мечтает ее написать. Композиторы создают оперы — опера формирует нашу музыкальную историю. А ученые продолжают их изучать». То есть стенания по поводу гибели оперного театра, которые порой можно было услышать на излете ХХ века, сегодня уже прочно забыты. Наоборот, редко кто из музыковедов не отдал дань увлечению оперой и как искусством, и как материалом для исследований.
Что в программе?
Н.В. Пилипенко:
В этом году запланировано 15 секций (помимо пленарного заседания). Большая часть из них так или иначе продолжает тематические направления прошлых конференций, однако есть и новые. Прежде всего нужно назвать секцию «Игорь Стравинский и музыкальный театр», которую организуют представители исследовательской группы «Стравинский: между Востоком и Западом» Международного музыковедческого общества (International Musicological Society), ее возглавляет Наталия Александровна Брагинская. Кроме того, в исследованиях, посвященных опере XX — начала XXI века, выделилось направление «Современная опера в поисках жанра», а некоторое количество заявок, посвященных музыкально-театральной жизни российских городов, позволило добавить в программу секцию «Региональный музыкальный театр».
Н.И. Енукидзе:
Как я оцениваю программу?.. Жалею об одном — что у меня только два глаза и два уха. Мучительно завидую Цезарю — ах, если бы я могла присутствовать на двух и более секциях сразу… К тому же я преследую и прагматические цели. В ближайшее время музыковеды второго курса, согласно программе, должны ознакомиться с творчеством Джакомо Мейербера. И вот, как рояль в кустах, в конференции появилась тема: «Джакомо Мейербер: создание и воссоздание эстетики с помощью couleur locale». Наука и образовательный процесс объединились. Чего же лучше?
Что дает исследователям из разных стран, разных школ и традиций общение на конференции?
Татьяна Владимировна Цареградская, начальник отдела международных связей и творческих проектов, доктор искусствоведения:
Для ученых каждый научный форум — возможность взаимного обогащения по разным направлениям: информационному, идейному. В нашей стране есть замечательные исследователи оперы — это и Ирина Петровна Сусидко, и Марина Григорьевна Раку, и другие авторитетные ученые. Но всё же большинство русскоязычных музыковедов вынуждены постоянно догонять своих зарубежных коллег: например, в России просто нет таких объемов исследований по современной опере, как на Западе. Общение с представителями разных школ помогает нашим ученым охватить существующий материал, увидеть объективную картину мира. Кроме того, взаимодействие исследователей разных стран и традиций становится важным фактором усиления их творческой активности.
В каком формате пройдет конференция?
Н.В. Пилипенко:
Конференция пройдет в смешанном формате. При этом все доклады будут транслироваться в Сети, их можно слушать онлайн, переключаясь при необходимости между параллельными секциями.
Материал подготовили Сергей Августовский, Светлана Бубеева,
Алексей Власов, София Коновалихина, Анастасия Маслова, Елена Чурилина,