Внимание! |
Положение о внутренней системе гарантии качества РАМ имени Гнесиных
Отчет о самообследовании за 2023 год
Для принятия своевременных обоснованных управленческих решений по основному виду деятельности РАМ имени Гнесиных – предоставлению образовательных услуг – в Академии регулярно проводится внутренняя независимая оценка качества (далее – ВНОК). Реализация комплекса мер по всестороннему анализу и объективной оценке содержания, организации, качества и результатов учебного процесса в целом согласуются с миссией, целями и задачами Академии.
ВНОК проводится в соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС), методическими рекомендациями Минобрнауки России по организации и проведению в образовательных организациях высшего образования внутренней независимой оценки качества образования, европейскими стандартами и директивами по внутренней гарантии качества в вузах. Система менеджмента качества (СМК) изложена в «Положении о внутренней системе гарантии качества», принятым решением Ученого совета Академии и регламентирующим цели, задачи, основные показатели, общие требования к планированию, организации и проведению процедуры ВНОК – экспертизы качества образовательных программ, реализуемых РАМ имени Гнесиных.
ВНОК является оценочной процедурой, цель которой – получение и анализ объективной информации о состоянии качества образования в Академии для принятия своевременных управленческих решений, направленных на совершенствование качества подготовки обучающихся, а также информирование участников образовательных отношений (поставщиков и потребителей образовательных услуг) о результатах оценки качества образования.
Задачами внутренней оценки качества образовательной деятельности являются:
● определение соответствия содержания, условий реализации образовательных программ, а также уровня компетенций профессорско-преподавательского состава ожиданиям обучающихся;
● выявление и изучение факторов, влияющих на уровень качества образования;
● выявление и изучение тенденций изменений требований рынка труда, профессиональных стандартов;
● определение соответствия содержания, достижений и условий реализации образовательных программ Академии ФГОС и локальным нормативным актам;
● разработка рекомендаций по составлению плана мероприятий, направленных на повышение качества осуществления образовательной деятельности в Академии.
Главные инструменты проведения ВНОК делятся на внутренние и внешние. К внутренним инструментам относятся: анкетирование обучающихся и членов профессорско-преподавательского состава, внутренний аудит, ежегодное самообследование Академии и др. (см. подробнее). К внешним инструментам относятся: профессионально-общественная аккредитация (в т.ч. международная), независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности (НОКУ), изучение рейтингов, в том числе по итогам заполнения документов федеральной отчетности (например, “1-Мониторинг”).
Методами сбора информации для ВНОК являются: изучение документов кафедр и факультетов, протоколов заседаний кафедры, протоколов заседаний Совета факультета, журналов посещений, индивидуальных планов преподавателей, расчетов учебной нагрузки, ведомостей проведения текущих и промежуточных аттестаций, выпускных квалификационных работ обучающихся на факультете и других документов; изучение данных ИС 1С Университет ПРОФ о результатах приема, отчисления и перевода студентов образовательных программ, уровень успеваемости студентов, формирование портфолио достижений студентов.
В целях обеспечения непрерывного совершенствования качества образования ВНОК проводится ежегодно и включает в себя комплекс мероприятий, направленных на изучение и анализ целого спектра показателей и индикаторов основной деятельности Академии. Среди них: анализ эффективности текущей, промежуточной аттестаций и государственной итоговой аттестации, анализ успеваемости обучающихся; анализ условий и результатов прохождения практик, в том числе изучение отзывов работодателей по итогам прохождения практик; анализ трудоустройства выпускников, а также в целом востребованности выпускников с учетом динамики рынка труда и отзывов работодателей; сбор и анализ информации о научно-исследовательской, конкурсной, концертной, общественно-социальной (в том числе международной) деятельности и достижениях обучающихся и профессорско-преподавательского состава; анализ электронных портфолио достижений обучающихся; анализ участия обучающихся и профессорско-преподавательского состава в международных программах мобильности; сбор сведений о кадровом обеспечении основной образовательной программы и его соответствия требованиям ФГОС, анализ педагогических методов и практик, применяемых в процессе обучения; анализ соответствия материально-технической базы основной образовательной программы требованиям ФГОС; изучение результатов анкетирования обучающихся и замечаний профессорско-преподавательского состава по вопросам условий реализации образовательных программ.
Механизмы проведения ВНОК внедрены по всей цепочке создания добавленной ценности, а именно:
● проводится входной контроль знаний, умений и навыков обучающихся в начале изучения дисциплин;
● проводится контроль наличия у обучающихся сформированных результатов обучения по ранее изученным дисциплинам;
● организуются студенческие конкурсные мероприятия по отдельным дисциплинам;
● перед процедурой защиты выпускных квалификационных работ и проектов осуществляется их проверка на наличие заимствований (проверка на плагиат);
● проводится ежегодное самообследование.
Оценка образовательных программ проводится управлением контроля качества образования и информационно-методического сопровождения при участии всех заинтересованных сторон, в том числе персонала Академии. В соответствии с «Положением о внутренней системе гарантии качества» в организации и совершенствовании системы гарантии качества Академии принимают участие ректорат, факультеты, выпускающие кафедры, Студенческий совет, выпускники и работодатели. Во время регулярных заседаний выпускающих кафедр профессорско-преподавательский состав имеет возможность выдвинуть собственные инициативы о повышении качества реализации образовательных программ, что фиксируется в протоколах заседаний.
Взаимодействие с внешними ключевыми партнерами по трудоустройству выпускников проявляется в их привлечении к разработке и внедрению политики гарантии качества посредством участия в знаковых концертных мероприятиях, посвященных юбилеям и знаменательным датам, проведения мастер-классов и консультаций для студентов и преподавателей, работы в научно-практических конференциях, а также в качестве представителей работодателей в процедуре проведения государственной итоговой аттестации.
Результаты проведенного анализа оформляются в виде отчета и представляются на обсуждение во время заседаний Совета факультета и Ученого совета. Результаты ВНОК представлены в отчете в трех частях: в части первой приведена общая оценка образовательных услуг Академии – результат анализа вопросов и документов, которые являются общими для всех образовательных программ; часть вторая группирует результаты анализа по профилям подготовки и специализациям, при этом объединяя различные уровни образования; в третьей части отчета представлены обобщенные выводы и рекомендации по составлению плана мероприятий по улучшению качества предоставляемых Академией услуг на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу.
По итогам обсуждения выносятся предложения по совершенствованию качества реализации образовательных программ. Все решения оформляются протоколами и доводятся до сведения всех заинтересованных лиц через системы внутрикорпоративного информационного взаимодействия.
|
|||
Элементы системы внутренней оценки качества |
|||
Описание процедуры внутренней системы оценки качества | Периодичность проведения | Отчеты в разрезе образовательных программ за 2022 год | |
Анкетирование обучающихся. Анкетирование является анонимным, доступ к анкетам осуществляется через ЭИОС (Базу знаний студента). | Раз в год | ||
Анкетирование профессорско-преподавательского состава. Анкетирование является анонимным, доступ к анкетам осуществляется через ЭИОС (Базу знаний педагога). | Раз в год | ||
Анализ отзывов работодателей. Включает: сбор рецензий работодателей на образовательные программы, реализуемые Академией; анализ отзывов работодателей по итогам прохождения производственных практик; анкетирование представителей работодателей по итогам проведения ГИА. | Раз в год | ||
Анализ трудоустройства выпускников. Процент выпускников, трудоустроившихся по профилю/специальности в течение календарного года, следующего за выпускным. Анализ трудоустройства выпускников, обучавшихся по целевому договору. | Раз в год | Высшее и среднее профессиональное образование | |
Самообследование. Отчет о самообследовании размещается на сайте в разделе Документы не позднее 20 апреля года, следующего за отчетным. |
Раз в год |
– |
|
Внутренний аудит. Включает процедуры, которые проводятся дополнительно к самообследованию, а именно: анализ кадрового обеспечения реализации образовательной программы (выполняется проверка на соответствие ФГОС, в том числе в части доли ППС, являющихся руководителями или работниками профильных организаций, а также анализ портфолио педагогов); сбор и анализ информации о научно-исследовательской, конкурсной, концертной, общественно-социальной (в том числе международной) деятельности и достижениях обучающихся и ППС; анализ участия обучающихся и профессорско-преподавательского состава в международных программах мобильности; анализ соответствия материально-технической базы основной образовательной программы требованиям ФГОС. |
Раз в два года |
– |
|
Предоставление обучающимся возможности оценивания условий, содержания, организации и качества образовательного процесса. Доступ к анкете осуществляется через ЭИОС (Базу знаний студента). |
Регулярно |
– |
|
Входной контроль знаний. Проводится в соответствии с рабочими программами дисциплин. |
Регулярно |
– |
|
Анализ итогов промежуточной аттестации. |
Два раза в год |
– |
|
Анализ итогов Государственной итоговой аттестации. Включает: средний балл сдачи государственного итогового экзамена, средняя оценка выпускных квалификационных работ, проверка выпускных квалификационных работ на наличие заимствований. |
Раз в год |
– |
|
Анализ электронных портфолио достижений обучающихся. Применяется только к старшему курсу. Портфолио размещаются в ЭИОС Академии в Личном кабинете студента. |
Раз в год |
– |
Элементы системы внешней независимой оценки качества | ||
Результат участия в процедуре внешней оценки качества | Дата проведения оценки, оператор. | |
Международная профессионально-общественная аккредитация |
||
Аккредитованы 22 образовательные программы. Выдано Свидетельство о международной профессионально-общественной аккредитации №1341-08-А083.1 от 30 января 2019 г. о соответствии аккредитуемых программ Европейским стандартам гарантии качества (ESG-ENQA) сроком на 6 лет. Подробнее об аккредитации Самообследование | Сертификат (рус.яз) | Сертификат (англ.яз.) | Результаты оценки: ● СТАНДАРТ 1. Политика (цели, стратегия развития) и процедуры гарантии качества образовательной программы – существенное соответствие; |
Национальный центр профессионально-общественной аккредитации (Нацаккредцентр). 2018 г. |
|
Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности (НОКУ) |
||
Результаты оценки: ● Открытость и доступность информации – 99,7% |
“Верконт-сервис”. 2022 г. |
|
Рейтинги |
||
Рейтинг QS World University Rankings. В 2022 РАМ имени Гнесиных вошла в авторитетный рейтинг лучших университетов мира по направлению «Исполнительские искусства» (Performing Arts). Рейтинг составляется британским независимым научно-аналитическим центром. Подробнее о рейтинге |
||
Проект “Лучшие программы инновационной России”. С 2011 года РАМ имени Гнесиных регулярно возглавляет список организаций с наибольшим количеством образовательных программ в сфере музыкального искусства, которые получают максимальную оценку экспертов. Подробнее о проекте В 2022 году лучшими в стране признаны 16 направлений подготовки и специальностей, реализуемые в РАМ имени Гнесиных: Музыкознание и музыкально-прикладное искусство (бакалавриат и магистратура), Музыкально-инструментальное искусство (бакалавриат и магистратура), Вокальное искусство (бакалавриат и магистратура), Дирижирование (бакалавриат и магистратура), Искусство народного пения (бакалавриат и магистратура), Музыкальное искусство эстрады (бакалавриат), Композиция (специалитет), Музыкальная звукорежиссура (специалитет), Музыковедение (специалитет), Искусство концертного исполнительства (специалитет), Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором (специалитет). |
||
Рейтинг Forbes. В 2018 году, решив составить рейтинг высших учебных заведений, Forbes поставил перед собой задачу не только оценить качество российского образования, но еще и выяснить, какие вузы выпускают специалистов с предпринимательской жилкой, способных в дальнейшем войти в список Forbes или стать частью российской политической элиты. Российская академия музыки имени Гнесиных заняла 38 место. Для составления рейтинга за основу были взяты данные мониторинга эффективности деятельности более 1000 учреждений высшего образования, подготовленного Министерством образования. Подробнее о рейтинге |
Управление контроля качества образования и информационно-методического сопровождения
Начальник Управления: |
Барыкина Анастасия Сергеевна |
Телефон: |
+7 (495) 690-31-32 |
Электронная почта: |
|
Местонахождение: |
ул.Поварская, дом 30-36 стр.3 (Здание гостиной дома Шуваловой), 3 этаж, каб. 310 |